Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен (1815-1898), он же «железный канцлер», носил на пальце перстень, на котором было выгравировано по-русски «ничего». Бисмарк, во время своей бытности посланником прусского короля в России, неплохо узнал страну медведей и сугробов, выучил русский, но, как говорят, так и не смог осилить смысл этого слова. Но не о Бисмарке пойдёт речь дальше, хотя он оставил после себя след не только в политике и истории, но и, сам того не желая, в архитектуре.
Вспомнив его «русские долго запрягают, но быстро ездят», закончим с преамбулой и двинем к сути.
Итак, архитектурный «след» Бисмарка выражается в многочисленных башнях и колоннах, построенных в его честь благодарными соотечественниками практически везде, где в том или ином виде присутствовали немцы. Ну, то есть буквально, от собственно Германии и до Чили с Камеруном, заканчивая Папуа Новой Гвинеей.
Эти башни, возводившиеся в местах, возвышающихся над окружающей местностью, являлись своеобразными памятниками собирателю немецких земель и, одновременно, служили смотровыми площадками.
Всего за период с 1869 по 1934 год было построено 240 башен по всему свету, из них 16 башен были сооружены ещё при жизни их адресата. Из общего количества лишь 173 башни дожили до наших дней.
Башни Бисмарка — история появления
Самые первые башни строились почитателями Бисмарка ещё в третьей четверти XIX века. Но массовым это явление назвать можно с натяжкой. Всё поменялось после смерти «собирателя немецких земель». И здесь уместно упомянуть Студенческое братство «Алеманния» (Burschenschaft Alemannia) из Бонна, объявившее после смерти канцлера конкурс архитектурных проектов памятника-колонны, призванного, по мысли организаторов, достойно увековечить в камне память о кумире немецких студентов, а также немецкого архитектора Вильгельма Крайса [1], победившего в этом конкурсе.
Ещё в 1896 году Крайс, сам будучи студентом 23-х лет от роду, получил первый приз на конкурсе архитектурных проектов Памятника битвы народов [2] в Лейпциге. Построили этот памятник всё же по проекту его более именитого и не столь юного коллеги Бруно Шмитца. Зато первое место, занятое им в апреле 1899 года на конкурсе проектов памятника Бисмарку, принесло молодому архитектору не только моральное удовлетворение (так как, вопреки традиции, денежного вознаграждения за победу не предусматривалось), но и сделало его знаменитым.
Среди условий конкурса были, к примеру, такие положения:
использовать в качестве материалов для строительства немецкий гранит, долговечный и устойчивый к атмосферным воздействиям;
верхняя часть мемориального сооружения должна иметь площадку для разведения огня;
стоимость сооружения не должна превышать 20000 марок для одного 10-метрового сооружения.
Всего в конкурсе участвовали 317 проектов. Конкурсанты, занявшие 10 первых мест, были поощрены скромным дубовым венком, выкованным из железа. Проект-победитель, названный Крайсом «Гибель богов» (Götterdämmerung), был показан в университетских городах по всей Германии с рекомендацией использовать его для возведения памятника Бисмарку. На основе этого проекта было построено без малого полсотни башен.
Ещё до оглашения результатов конкурса около сотни городов в различных землях Германии выразили желание построить у себя башни Бисмарка (вообще же предполагалось построить более 400 башен). А после окончания конкурса, начиная с 1900 года, они стали как грибы расти по всей Германской империи, иногда по нескольку в год.
Некоторые спроектированные башни так никогда и не были построены, хотя их изображения даже успели появиться, к примеру, на почтовых открытках.
Ниже представлены лучшие проекты конкурса:
Десять работ, попавшие в финал конкурса
Остальные проекты, попавшие в тридцатку финалистов
Большинство башен было построено из камня и кирпича. Лишь для нескольких башен в качестве строительного материала было использовано дерево и, что не удивительно, ни одна из них не сохранилась.
Союз «Алеманния» выступил с инициативой разводить на вершине всех башен в день рождения «железного канцлера» костры. С наступлением темноты вся Германия от берегов Рейна и до лесов Роминтской пущи, от альпийских вершин и до побережья Северного моря должна была освещаться красноватыми всполохами памятного огня. Несмотря на то, что подобные мероприятия так ни разу и не были проведены в масштабе империи, костры на вершинах башен зажигались по нескольку раз в год: в день рождения Бисмарка (1 апреля), в день летнего солнцестояния, в день победы прусских войск над французами под Седаном и в иные, часто локальные, праздники. Тот факт, что на башнях иногда разжигали огонь, привёл к возникновению мифа о том, что их предполагалось использовать, в случае надобности, в качестве сигнальных башен. Оснований для этого утверждения нет, поскольку в век телефона и телеграфа использовать первобытные способы передачи информации затея весьма бессмысленная, да и идея с разведением огня исходила от довольно мирных немецких студентов. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что время обеих Мировых войн некоторые башни использовались в военных целях как наблюдательные пункты. Несколько лет после окончания Второй мировой башня в польском Свебодзине (бывший Швибус) использовалась как наблюдательный пункт военной авиационной частью.
Чаши для огня выполнялись из различных материалов: чугуна, листового и кованого железа, меди, бетона. Топливом для костров также служили разные горючие вещества: древесина, древесная смола, нефть, растительное масло, бензин, керосин, спирт, пакля, торф, отходы шерстопрядильных и полотняных производств и даже бенгальский огонь. Как правило, для разведения огня использовали древесину облитую керосином или бензином. Высота пламени варьировалась от 25 см до 5 м. Количество горючего материала определялось опытным путём. Некоторые башни были оборудованы особыми системами, в которых в качестве топлива использовался газ (что-то типа «вечного огня»).
Все построенные до 1900 года башни, все деревянные башни, а также некоторые каменные, возведённые в ХХ веке, не имели чаши для разведения огня.
Строились башни на частные пожертвования, в большинстве случаев средства на постройку собирали всей общиной. Проводились конкурсы на разработку проектов, для возведения башен выбирались самые лучшие и красивые места, преимущественно на возвышенностях, с которых можно было обозреть близлежащие земли и населённые пункты, да и чтобы сами башни были видны издалека.
Большинство башен были оборудованы смотровыми площадками или террасами. Но были и такие (построенные в том числе и по проекту «Гибель богов»), которые из-за недостаточного количества собранных средств были лишены лестниц, и, соответственно, смотровых площадок. Некоторые башни (например, в Зарау/Жары) так и не были закончены из-за недостатка средств.
После окончания Первой мировой войны культ Бисмарка в Веймарской республике несколько поблёк (возможно в какой-то мере этому поспособствовала слава фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, ставшего в определённый момент в глазах немцев чуть ли не спасителем Германии), а начавшаяся затем инфляция и общее бедственное положение страны вовсе не способствовали тому, чтобы деньги деньги простых немцев в буквальном смысле сгорали в огне. Поэтому памятные костры на многих башнях больше никогда не зажигались. На некоторых башнях уже в новейшее время иногда разводили огонь по случаю их столетнего юбилея. Но сейчас разведение открытого огня на башнях зачастую связано со множеством запретов, т.к. вокруг многих башен за многие годы образовалась жилая застройка, или же местность, где они находятся, поросла лесом и пламя может повредить окружающую растительность, а летящие искры могут стать причиной пожаров. Но по меньшей мере на одной башне, находящейся в северо-западном пригороде Лейпцига, в день летнего солнцестояния начиная с конца 1990-х годов регулярно зажигают огонь.
Некоторые необычные башни
Примечания:
1. Вильгельм Крайс (Wilhelm Kreis, 1873 — 1955) — видный немецкий архитектор первой половины прошлого века. Изучал архитектуру в Мюнхене и Брауншвейге. Был победителем конкурсов проектов Памятника битвы народов и башен Бисмарка. Директор школы прикладных искусств в Дюссельдорфе (с 1908 г.), директор Академии искусств в Дрездене (с 1926 г.), президент Союза архитекторов Германии (1926-1933). С приходом к власти нацистов работал под руководством Альберта Шпеера. Ректор Архитектурного отделения Государственной высшей школы в Дрездене (1938-1941). С 1943 года — председатель Имперской палаты изобразительного искусства. Автор многочисленных проектов зданий и сооружений, начиная от жилых домов, объектов торговли, мостов, памятников и заканчивая зданиями военного назначения. После падения Третьего рейха продолжил работать в качестве архитектора и даже стал кавалером Ордена за заслуги перед Федеративной республикой Германия.
2. Памятник Битвы народов (Völkerschlachtdenkmal) — самый массивный памятник в Европе. Находится в Лейпциге, возле которого в октябре 1813 года произошла битва сил коалиции, в которую входили австрийцы, пруссаки, шведы и русские, с французами, возглавляемыми Наполеоном. Фундамент памятника заложен в октябре 1898 года, торжественное открытие произошло в столетнюю годовщину битвы. Памятник пережил Вторую мировую войну. Отреставрирован к двухсотлетней годовщине Битвы народов.
3. Максимилиан фон Шенкендорф (Gottlob Ferdinand Maximilian Gottfried von Schenkendorf, 1783 — 1817) — немецкий поэт, писатель, уроженец Тильзита.
4. Владислав Сикорский (Władysław Sikorski, 1881 — 1943) — польский военачальник и политик, премьер-министр польского правительства в изгнании.