Опубликовано Мар 5, 2016 в Восточная Пруссия, Слайдер | Нет комментариев

Пивоварение в Восточной Пруссии. Часть III.

 

 

Мало сварить пиво, его ещё нужно продать. Поговорим о том, как была организована торговля пивом в городе в XV-XVIII веках.

 

 

 

Торговля пивом в городе

 

Правила торговли пивом в  в разных городах Пруссии отличались друг от друга.

К примеру, в Домнау (сейчас Домново Калининградской области), получившему городские права в 1400 году (подтверждены в 1480-м), среди прочих, горожане имели следующие привилегии: право содержать 7 корчем и 4 мясные лавки; заповедную милю для корчем и ремёсел; право продавать пиво на ярмарках, запрет розничной торговли для приезжих (кроме ярмарочных дней).

Город Пройссиш Эйлау (сейчас Багратионовск Калининградской области) являлся когда-то лишкой (лишка, лишке, лиска — селение в Пруссии, обычно располагавшееся возле замка, населённое ремесленниками и имевшее корчму), возле которого в 1325 году был построен замок Эйлау. Старейшая дошедшая до нас привилегия (1348 год) была пожалована селению комтуром Бальги. Грамота жалует 12 местным корчмарям земельные угодья на основе кульмского права, и даёт право продавать не только пиво, но и товары повседневного спроса — мясо, муку, хлеб, рыбу. До 1585 года поселение не имело городских прав. Граждане обратились к герцогу Георгу Фридриху с прошением о предоставлении общине городского права. Лишка в прошении именуется уже «городком», а из 12 трактиров в распоряжении жителей осталось лишь 8. Оставшиеся 4 принадлежали герцогу. Жители выразили готовность ежегодно платить корчемный сбор и просили передать им 4 герцогские корчмы. Пользование этими корчмами предполагалось поочередно владельцами земельных участков. Владельцы целого участка (размер его не указан) хотели бы варить пиво на продажу раз в 4 недели и уплачивать за это корчемный сбор в 3-4 марки, а владельцы половины участка — раз в 6 недель при двух марках сбора. Жители также просили позволить им построить общественные солодовни и пивоварни, а также еженедельно устраивать рынок. Владельцы остальных 8 корчем могли продолжать свою деятельность как и прежде.

30 ноября 1585 герцог выдал долгожданную грамоту, в которой просьбы были удовлетворены. Город получил обыкновенное городское право и право на еженедельный рынок, на ярмарку и прочее, в соответствии с их вилькюрами (вилькюр — правовой акт, изданный городским самоуправлением). Городу передавались 4 корчмы на предложенных жителями условиях, корчемный сбор устанавливался в 3 марки с целого участка, и 1,5 марки с половинного. Права городских корчмарей оставались в силе. Горожанам разрешалось построить за свой счёт солодовню и пивоварню, а герцогскому лесничему предписывалось поставлять для нужд пивоварения дрова и лесоматериал наравне с местными корчмарями.

В Эльбинге XVI века торговать оптом пивом членам цеха пивоваров было запрещено. В корчмах пивом торговали лишь в розницу, наливая за раз не более штофа (1,4 л). Интересно, что в торговле пивом важную роль играли тут члены цеха носильщиков, которые оказывали не только транспортные услуги, но и занимались оптовой торговлей спиртными напитками.

По закону от 1636 года торговать пивом могли лишь жители Эльбинга. С продаваемого пива в казну города платился налог. Часто корчмари брали пиво в кредит, становясь должниками поставщиков. Магистрат запрещал менять поставщиков пива до полной отплаты долга за поставленное пиво, как и покидать город. Розничной продажей пива часто занимались сами производители пива, при этом иногда было так, что в одном доме находилась и пивоварня, и тут же можно было купить пиво в розницу. Оптовые цены на пиво (за бочку), как и розничные (за штоф), устанавливали власти города. Специальные инспектора следили за соблюдением цен на пиво, как и за наливаемые в корчмах объёмы.

Теоретически владельцы питейных заведений имели право выбора поставщиков пива. Но на практике часто возникали споры между производителями пива, некоторые из которых одновременно являлись членами городского совета и пользовались своим положением, лоббируя продвижение своей продукции, особенно в окрестных селениях. В некоторых городах постановлениями городских властей запрещалось принуждать владельцев питейных заведений к покупке пива у конкретного поставщика, давая им право самостоятельного выбора. В Мариенбурге граница между оптовой и розничной торговлей пивом часто была размыта, и производители пива сами продавали свою продукцию. Но независимо ни от чего, во всех городах цены на пиво устанавливали городские власти.

В некоторых городах торговля пивом, так же, как и его производство, давалась жителям города в порядке очереди. На несколько недель в году каждый желающий продавать пиво бюргер становился содержателем питейного заведения. Как правило, первый этаж жилого дома (в лучшем случае), или же большая комната на первом этаже временно превращалось в некое подобие паба. Для того, чтобы горожане и гости города могли понять, в каком же из домов в данное время продают пиво, у двери вешалась связка хвороста, а в вечернее время ставилась жаровня с огнём. Такие временные пабы получали право лишь предлагать своим посетителям пиво (к примеру, в уже упоминавшемся Фишхаузене, дом, имевший право продавать пиво в порядке очереди, обозначался вывеской «Здесь хорошее пиво). Предоставлять жильё и еду гостям оставалось прерогативой гостиниц и постоялых дворов, которые также могли получать право и на торговлю пивом.

 

medieval tawern торговля пивом в городе

Начиная со Средних веков таверны обозначались либо метлой, либо шестом.

 

Право варить пиво, а затем и продавать его в своих домах, являлось символом высокого социального статуса горожанина. Это право передавалось по наследству, вместе с недвижимостью. Если же недвижимость переходила в руки нового хозяина, вместе с ней он мог получить и пивное право. Продажа дома с пивной привилегией чаще всего была вызвана денежными затруднениями хозяина.

Городские власти, имевшие с продажи города немалые поступления в казну, часто для розничной продажи пива выделяли подвалы в зданиях городских ратуш.

 

 

tawerne торговля пивом в городе

В разных странах и городах дома, имевшие право в данный момент продавать пиво, отмечались особыми знаками или надписями. Хозяйка такого дома, отмеченного шестом с веником на конце, рассказывает благородному господину  о том, какое отменное пиво может отведать гость в её доме.

 

 

Производство пива в прусских деревнях

 

Существовали проблемы, связанные со снабжением городов продукцией, произведенной в деревнях. Хорошим примером ситуации служат Эльбинг и Данциг. Все окрестные корчмы были обязаны закупать для себя питейную продукцию в городе. Пример Мариенбурга очень специфичен. В каждой деревне на территории Мариенбургской экономии имелась корчма, иногда даже 2-3. В конце XVI века в 64 деревнях Мариенбургской экономии бюргеры Мариенбурга владели 50 корчмами, имея монопольное право снабжать их пивом.

Организация производства пива в имениях и крупных поместьях имела отличия от города прежде всего в том, что и за приготовлением солода, и за процессом варки пива следил один мастер.

Еще одной особенностью деревенского пивоварения было то, что  в некоторых деревнях каждый крестьянин имел право сварить для себя пиво на свадьбу или похороны, а также иные подобные торжества. Чаще всего такое происходило в деревнях, населённых выходцами из Голландии, когда община выкупала право варить и продавать для себя пиво. Были случаи, когда отдельные крестьяне самостоятельно варили пиво на господском оборудовании, оплачивая хозяину его аренду.

Правом варить пиво для собственных нужд обладали крестьяне многих деревень во время сева и жнивья. Некоторые богатые крестьяне покупали индивидуальное право варить пиво. В толькемитском старостве еще во второй половине XVII века жители имели право ежегодно сварить для собственных нужд по три бочки пива в год.

 

 

Mendel Housebook Herttel 1425

Кстати, ещё одним символом пивоварения, а затем и места его продажи, была шестиконечная звезда. Никакого отношения к Могендовиду она не имела. Гексаграмма являлась всего лишь охранительным символом, который был известен с древности. На некоторых изображениях можно увидеть в качестве символа пивоварения также и пентаграмму, и ворота. Изображение брата Херттеля из так называемой «Домовой книги Менделя». Нюрнберг, 1425.

 

 

 

Источники:

 

Andrzej Klonder. Browarnictwo w Prusach Królewskich (2 połowa XVI-XVII w.). — Wydawnictwo Polskiej Akademii nauk, Wrocław, 1983.

Рогачевский А.Л. Очерки по истории права Пруссии XIII-XVII вв. — СПб., Изд-во Юридического университета, 2004.

 

 

 

 

Пивоварение в Восточной Пруссии. Часть I.

Пивоварение в Восточной Пруссии. Часть II.

Инстербургское пиво

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика