08 мая 1942 года в Берлине, в парке Люстгартен, пропагандистским отделом НСДАП была организована выставка под названием «Das Sowjet-Paradies» — Советский рай.
Не трудно догадаться, что основной целью выставки была пропаганда. Немцам показывали, насколько агрессивным и нищим является СССР, какую небывалую опасность для Европы он представляет, чем и оправдывалась война с ним.
Выставка поражала своим размахом – около 9 000 квадратных метров были заполнены павильонами с различными экспонатами, собранными во время экспедиций на оккупированных территориях Советского Союза, и даже было нечто похожее на настоящую улицу Минска с лавкой и мастерской сапожника, а также землянками, где якобы проживали рабочие. Были воссозданы в натуральную величину подвалы ГПУ. Демонстрировалось сельскохозяйственное оборудование, машины и агрегаты, а также множество различных фотографий, сделанных на оккупированных советских территориях.
На выставке была представлена, можно сказать, вся жизнь СССР, с ее бытом, экономикой, концлагерями, армией.
Выставка закрылась 21 июня 1942 года и имела удивительный успех у немцев, так как за все время ее существования выставку посетили более одного миллиона человек.
Информация о выставке была представлена в каталоге, который также можно назвать частью пропаганды. Проанализировав каталог, можно понять, каковы же методы и истинные цели нацистской пропаганды и что на самом деле знает Германия о жизни в СССР. Для историков каталог также представляет определенную ценность, так как он дает возможность выяснить, как реальные факты взаимодействуют с идеологическими установками, с помощью которых они и преподносились обычному населению.
В частности, сообщалось, что при средней зарплате рабочего в 100-125 рублей, костюм стоит 1400 рублей, пара обуви — 360 рублей, килограмм масла — 24 рубля, килограмм мяса — 22 рубля.
Реалии жизни в СССР, к которым можно отнести экономику, быт и условия жизни населения, социальный устрой и т.д., — все это немцами преподносилось практически таким, каким и было на самом деле.
Немецкими пропагандистами были собраны очень достоверные данные про репрессии населения, цены на товары и зарплаты, состояние колхозов, другая различная статистическая информация, которая и сегодня пользуется большим спросом у историков.
Данные факты не искажались немцами по той причине, что их и не было необходимости искажать. Жизнь обычного человека при СССР была такой, что ее реальный вид сам по себе эффективно работал на нацистскую пропаганду.
Существовало два «слоя» пропаганды, которые были абсолютно разные.
Первым аргументом для начала войны Германии с Советским Союзом стало спасение немцами Европы от волны большевизма. В тоже время, информация о договоренностях Гитлера и Сталина по захвату Европы умалчивались.
Вторым аргументом для военных действий была борьба с «еврейским большевизмом».
Власть Советов представлялась, как власть евреев и даже были попытки объяснить действия советских хозяйственников особенностями так называемого «еврейского мышления». Правда, этот нездоровый и бредовый антисемитизм не находил отклика даже не в самых умных головах населения.
В свою очередь, идеологический тезис про Германию как защитницу Европы был поддержан большинством населения и воспринимался со всей серьезностью. Немцы в большинстве своем не сомневались, что СССР угрожает не только их стране, но и всей Европе, распространением своей советской системы и условий жизни.
Берлинская выставка была уже второй. Впервые же Советский рай был продемонстрирован в выставочном дворце в Вене с 13 декабря 1941-го по 1 февраля 1942-го и за первую неделю собрал 470 000 посетителей. После закрытия берлинской выставки её повезли по различным городам Германии и оккупированным территориям. В частности, выставка демонстрировалась в Люксембурге, Страссбурге, Осло, Гамбурге, Эссене, Кёнигсберге, Праге.
Автором рекламного плаката для выставки Советский рай был весьма востребованный в нацистский период немецкий плакатист Вернер Хёйдтласс (Werner Heudtlass), создавший, помимо прочего, множество пропагандистских почтовых открыток и марок. Например, вместе со своей женой Марией он создал серию почтовых марок для Азад Хинд (Azad Hind) — Временного правительства свободной Индии.
Специально для рекламы выставки были созданы почтовые штемпели, с указанием даты проведения выставки в различных городах. Были изданы и почтовые открытки с изображением экспонатов Советского рая.