Рудольф Штолле и его открытки

Еще один отрывок из книги «Побеттен в старых открытках» Евгения Дворецкого. На этот раз речь пойдёт об открытках издателя Рудольфа Штоллле.

Рудольф Штолле (Rudolf Stolle) родился 02.07.1858 в Хольцминдене (Holzminden), умер 13.01.1933 в Брауншвейге (Braunschweig). Окончил гимназию в Ганновере, поступил в торговое училище и работал в издательстве педагогической литературы. Затем основал в Бад Харцбурге (Харц, Нижняя Саксония) собственную книготорговлю, а затем с коллегой в 1908 году перенял издательство и типографию «Aппельханс и K°».  Ежегодный путеводитель по Харцу, издаваемый Штолле, к 1932 году выдержал 25 изданий общим тиражом 140 000 экземпляров.

Идентификация открыток, изданных Рудольфом Штолле, весьма проста: издатель всегда указывает на открытках свои выходные данные и местоположение (Rud. Stolle, Bad Harzburg, иногда указывая даже адрес — Villa Ilse), очень часто на открытках присутствует издательская марка — буква S в сердце, вписанном в круг. Помимо этого, на открытках указывается название серии и номер открытки в этой серии.

 

Rudolf Stolle
Рудольф Штолле

 

 

 

 

 

_______________________

 

 

 

Открытки из художественного ателье Рудольфа Штолле (город Бад Харцбург в далёкой от Восточной Пруссии земле Нижняя Саксония) украшены орнаментом в югендстиле. Возникшее в конце XIX — начале XX века новое направление в искусстве под названием «модерн» в немецкоговорящих странах стало именоваться югендстиль (от названия выходившего в Мюнхене журнала «Jugend», пропагандировавшего это направление). Новый стиль распространился и в России. Рамки, орнаменты в этом стиле быстро стали популярными среди художников и издателей, выпускавших почтовые открытки. Тогда же в русском языке появилось слово «виньетка», от латинского vin — виноградная лоза, ведь вьющиеся линии в орнаментах были похожи на виноградную ветвь.

 

Georgenswalde Samlandbahn Serie Rudolf Stolle Рудольф Штолле
Берег возле Георгенсвальде (Отрадное). Серия 8 «Замландская железная дорога».

 

Тема Замландской железной дороги представлена в восьми сериях югендстиль, увидевших свет в ателье Рудольфа Штолле. В каждом выпуске по 12 номерных открыток плюс несколько разновидностей по лицевой и оборотной сторонам. Мы предполагаем о существовании не менее 104 — 110 открыток и 73 из них имеются в частных коллекциях и архивах организаций (например, Институт Хердера в Марбурге, архив Восточнопрусского землячества в Гамбурге). Обращаем внимание, что известны также пять серий «Замланд» (более 60 карточек, с вариантами) того же ателье, где рисунки многих открыток соответствуют рисункам в сериях югендстиль, но мы лишь кратко познакомим с ними читателя. Итак, в выпусках  показаны 22 уголка Замландского полуострова — города, посёлки, отдельные здания, природные виды. Причём не только те, где проходила ветка железной дороги. Мы покажем в книге каждый из них, в алфавитном порядке.

 

Galtgarben Kriegerdenkmal von 1813-1815 Fischhausenner Kreisbahn Serie Rudolf Stolle Рудольф Штолле
Памятник в честь войны коалиции европейских государств против Наполеона в 1813-1815 годах. Серия 42 «Фишхаузенская железная дорога».

 

Самая ранняя карточка, прошедшая почту, датирована августом 1900 года, наиболее поздняя имеет штемпель августа 1918 года. Интересны почтовые штемпеля, поставленные на глазах пассажиров в вагонах, например в поездах Кёнигсберг — Варникен, Понарт (тогда пригород Кёнигсберга) — Раушен, Позен (Познань) — Инстербург (далеко от нашего края, но неисповедимы пути открыток).

 

Galtgarben Bismarckthurm Башня Бисмарка Гальтгарбен
Башня Бисмарка на горе Гальтгарбен. Остановочный пункт Другенен (Переславское). Серия 51 «Замланд». 1906 (по почтовому штемпелю).

 

Бывалому коллекционеру бросаются в глаза некоторые довольно смелые рисунки, которые можно отнести к эротике: женские фигуры, в одежде и без, русалки во всей красе, моменты флирта — на оборотных сторонах открыток. А ведь эти рисунки созданы, причём талантливой рукой, более ста лет назад. Перелистайте страницы книги, присмотритесь…
Благодаря Рудольфу Штолле (1858 — 1933) сохранены для краеведов и коллекционеров изображения ряда малых мест восточнопрусской Замландии — когда бы еще оказался на открытке, например, скромный Мюльфельд, исчезнувший из современных административных карт! Господин Штолле не всегда писал на карточках слово Verlag (издательство), но часто Аtelier — видимо, считал себя более художником, чем издателем. На открытках также было слово Коllektion (коллекция) — термин не предпринимателя, а дизайнера, интеллектуала. Видимо, для этого нетипичного издателя стремление к творчеству шло наравне с достижением успеха в делах, финансах.

 

Muelfeld Rudolf Stolle Рудольф Штолле
Мельница в Мюльфельде. Серия без номера «Замландская железная дорога».

 

Warnicken Rudolf Stolle Collection Samlandbahn
Варникен (Лесное). Серия 8 «Замландской железной дороги».

 

Rudolf Stolle Fischhausener Kreisbahn back side
Оборотные стороны открыток серий «Фишхаузенская железная дорога», изданных Рудольфом Штолле.

 

Rudolf Stolle Samlandbahn back side
Оборотная сторона открытки из серии 41 «Замландская железная дорога».

 

 

 

 

_______________________

admin. В моей коллекции также есть несколько открыток, изданных Рудольфом Штолле. Все они и впрямь произведения искусства. Их просто приятно разглядывать, подмечая радующие глаз мелкие детали в оформлении как лицевой, так и оборотной сторон открыток.

 

Rudolf Stolle Verlag logo
Издательская марка ателье Рудольфа Штолле

 

 

 

 

Побеттен в старых открытках

Железные дороги Замландского полуострова

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 мыслей о “Рудольф Штолле и его открытки

  • 14.05.2015 в 20:50
    Постоянная ссылка

    — Неплохо, неплохо… А главное, как свежо, ново! Никогда не видел подобных вещей из нашего края, или не обращал внимания, на попадавшиеся отдельные экземпляры. Когда же они в коллекции*, собранные бережной рукой — совсем другое дело. Потому и любим мы своё увлечение, своё дело.
    * Прав был старина Карл Маркс, рассказывавший ученкам и потомкам о переходе количественных изменений в качественные. Одна открытка — картинка, коллекция — уже повесть, роман. Или я не прав?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.