Как уже говорилось, к началу Первой мировой войны большинство армий стран-участниц имели в своём составе самокатные подразделения. Самокатчики использовались для разведывательных и курьерских целей, для патрулирования местности и транспортировки больных и раненых. Италия использовала велосипедистов-берсальери на протяжении всего периода войны. Каждый немецкий егерский батальон имел в своём составе самокатную роту (Radfahrkompanie), а к концу войны в составе немецкой армии насчитывалось уже около 80 самокатных рот. Часть из них была объединена в велосипедную бригаду. В составе армий Франции и Бельгии численность велосипедов, по некоторым оценкам, достигала 150000 единиц.
Начиная с 1908 года в британской армии были созданы 9 самокатных батальонов, состоящих из добровольцев-резервистов, входящих в состав так называемых территориальных войск (territorial forces). Этим войскам была поставлена задача несения службы внутри страны, в том числе и в случае начала войны. Уже в начале августа 1914 года часть бойцов территориальных войск изъявила желание отправиться на фронт и была зачислена в первую очередь резерва, оставшиеся перешли во вторую очередь резерва на условиях несения службы внутри страны.
Поначалу все самокатчики были задействованы в охране морского побережья Великобритании, и в силу придаваемой этой службе важности, никто из них не был отправлен на фронт. В дальнейшем небольшая часть резерва первой очереди всё же оказалась на фронте и приняла участие в боевых действиях наряду с регулярными частями британской армии.
В 1915-1916 году несколько самокатных батальонов территориальных войск были преобразованы в 1-й и 2-й армейские велосипедные дивизионы, которые просуществовали лишь несколько месяцев, дислоцировались в Британии и участия в боевых действиях не принимали.
Самокатчики Королевского Шотландского полка в марте 1918 года были переброшены в Архангельск во время интервенции странами Антанты России во время гражданской войны.
Два батальона самокатчиков, 25-й Лондонский и Кентский, в 1919 году приняли участие в Третьей англо-афганской войне.
После окончания Первой мировой все самокатные подразделения в британской армии были преобразованы либо в артиллерийские подразделения, либо в сигнальные.
![poster](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/poster.jpg)
![26th Middlsex](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/26th-Middlsex.jpg)
![Cycling Oct 1914 самокатные подразделения](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Cycling-Oct-1914.jpg)
![cycling 1915 самокатные подразделения](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/cycling-1915.jpg)
![Cyclist patrol of the 7th Devons_Cycling 1915](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Cyclist-patrol-of-the-7th-Devons_Cycling-1915.jpg)
![King and Country need you_1915](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/King-and-Country-need-you_1915.jpg)
![British_Army_cyclists_recruiting_poster_WWI](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/British_Army_cyclists_recruiting_poster_WWI.jpg)
![Hampshire cyclists and Devon Patrol](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Hampshire-cyclists-and-Devon-Patrol.jpg)
![Norfolk](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Norfolk-1.jpg)
![10th Scotish велосипедные подразделения](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/10th-Scotish.jpg)
![Rest during a forced march dec_1914](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Rest-during-a-forced-march-dec_1914.jpg)
![Saving the dispatches](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Saving-the-dispatches.jpg)
![Indian bicycle troops Somme 1916 самокатные войска](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Indian-bicycle-troops-Somme-1916.jpg)
![1915 SWIFT MILITARY MODEL](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1915-SWIFT-MILITARY-MODEL.jpg)
Британцы использовали три типа велосипедов: военные роадстеры, военные складные, и гражданские роадстеры.
Большую часть велосипедов в армии любой страны в те времена составляли как раз велосипеды последнего типа, оснащённые задним багажником.
Военные роадстеры представляли собой несколько изменённые под армейские нужды те же самые гражданские модели. Как правило, это были односкоростные модели с добавлением некоторых особых приспособлений, таких как передний багажник, клипсы для крепления винтовки к раме, сумка с набором инструментов для ремонта. Рама таких велосипедов могла быть усиленной.
![BSA Mark IV](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Mark-IV.jpg)
Складные модели собственного производства имели армии Британии (в основном, это были велосипеды фирмы BSA — Birmingham Small Arms Company Limited), Австрии, Франции, Италии, России и Германии.
![bsa_folding_bicycles](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/bsa_folding_bicycles.jpg)
![austrian cyclist самокатные подразделения](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/austrian-cyclist.jpg)
![Bianchi Bersaglieri ca. 1915 - 1](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Bianchi-Bersaglieri-ca.-1915-1.jpg)
![Bianchi Bersaglieri ca. 1915 - 2](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Bianchi-Bersaglieri-ca.-1915-2.jpg)
![Peugeot Gerard-1](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Peugeot-Gerard-1.jpg)
![Peugeot Gerard-2](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Peugeot-Gerard-2.jpg)
![Steyr Waffenrad M10 - 1](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Steyr-Waffenrad-M10-1.jpg)
![Steyr Waffenrad M10 - 2](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Steyr-Waffenrad-M10-2.jpg)
![Folding military bicycles - 2](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Folding-military-bicycles-2.jpg)
![Folding military bicycles](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Folding-military-bicycles.jpg)
Основное отличие этих трёх моделей складных армейских велосипедов друг от друга в диаметре колёс и размере рамы. Австрийский «Штейр» имел размер 28″, «Пежо» — 26″, а «Бьянчи» — 24″. Австриец не очень прост в складывании и раскладывании в отличие от француза и итальянца. Вес его составляет 16 кг. «Пежо» весит 15 кг, а самым тяжелым является «Бьянчи» — 20 кг.
![1908 RALEIGH ALL-STEEL MILITARY MODEL](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1908-RALEIGH-ALL-STEEL-MILITARY-MODEL.jpg)
![1914-Rudge-Sussex-Battalion 1914 RUDGE-WHITWORTH MILITARY MODEL](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1914-Rudge-Sussex-Battalion-1914-RUDGE-WHITWORTH-MILITARY-MODEL.jpg)
![1918 ROYAL ENFIELD MILITARY MODEL](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1918-ROYAL-ENFIELD-MILITARY-MODEL.jpg)
![german-victoria-bicycle-1890s](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/german-victoria-bicycle-1890s.jpg)
![German civilian Bicycle Victoria](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/German-Bicycle-Victoria-GERMAN-CIVILIAN-BICYCLES-USED-BY-MILITARY-IN-WWI.jpg)
![WWI Germas Bicycle Victoria with Springwheel](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WW1-Germasn-Bicycle-Victoria-Springwheel-091.jpg)
![WWI German Bicycle Victoria Springwheel](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWI-German-Bicycle-Victoria-Springwheel.jpg)
![spring-wheel-patent](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/spring-wheel-patent.jpg)
![Pope military tandem](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Pope-military-tandem.jpg)
![Royal Enfield bicycle](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Royal-Enfield-bicycle.jpg)
![Columbia bicycles 1919](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Columbia-bicycles-1919.jpg)
![1921 Military Model](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1921-Military-Model.jpg)
Отряды военных велосипедистов существовали также в составе Австралийских имперских сил (АИС), созданных в 1914 году для участия в Первой мировой войне. После эвакуации австралийских частей из Галлиполли (Турция) в Египет в начале 1916 года и их последующей реорганизации, в составе всех пяти пехотных дивизионов были созданы велосипедные роты. Затем части АИС были переброшены во Францию на западный фронт.
Австралийские самокатчики в основном использовали велосипеды фирмы BSA и были вооружены винтовками «Ли-Энфилд» модели SMLE. За время войны в общей сложности через самокатные подразделения прошло около 3000 австралийцев. Несмотря на то, что непосредственно в боевых действиях австралийские самокатчики участия не принимали, среди погибших солдат числится несколько десятков военных велосипедистов.
![13th Battalion AIF Serapeum, Egypt c1915](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/13th-Battalion-AIF-Serapeum-Egypt-c1915.jpg)
![Australian Cycling Corps c 1915](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Australian-Cycling-Corps-c-1915.jpg)
![1st Anzac Cyclists Battalion 1917](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1st-Anzac-Cyclists-Battalion-1917.jpg)
![1915](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1915.jpg)
![British armourers under fire, World War I](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/British-armourers-under-fire-World-War-I.jpg)
![field telephone cyclist WWI 1915](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/field-telephone-cyclist-WWI-1915.jpg)
![военные велосипедисты](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/cyclist-of-the-8th-Battalion-York-and-Lancaster-Regiment-70th-Brigade-23rd-Division.jpg)
Несколько иллюстраций из британского журнала The War Illustrated (1914), выходившего с 22 августа 1914 по 8 февраля 1919, и с 16 сентября 1939 по 11 апреля 1947 года.
![WWI War Illustrated 1914](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWI-War-Illustrated-1914.jpg)
![WWI War_Illustrated](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWI-War_Illustrated.jpg)
![WWI War-Illustrated](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWI-War-Illustrated.jpg)
![WWI-War-Illustrated](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWI-War-Illustrated-1.jpg)
![carabiniers_cyclistes](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/carabiniers_cyclistes.jpg)
![Carabiniers cyclistes](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Carabiniers-cyclistes.jpg)
![carabiniers cyclistes WWI](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/carabiniers-cyclistes-WWI.jpg)
![bataillon-cycliste](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/bataillon-cycliste.jpg)
![Somewhere in The Netherlands 1914](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Somewhere-in-The-Netherlands-1914.jpg)
![Japanese courier pursued by Cossacks 1904](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Japanese-courier-pursued-by-Cossacks-1904.jpg)
![Swiss Radfahrer + Artillerie 1914-1918](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swiss-Radfahrer-Artillerie-1914-1918.jpg)
В армии Швеции первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды. К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащённых велосипедами (в основном, моделями m/30s и m/42s). Полевые связисты использовали также тандемы. В связи с нехваткой собственных велосипедов m/30s, в 1930-е годы шведы закупали у итальянцев складные модели велосипедов «Бьянки», получившие артикул m/1927.
Велосипеды m/30 и m/42 были самыми распространёнными моделями в армии Швеции. По взаимному соглашению, их выпускали сразу несколько фабрик (Rex, Husqvarna, Monark, Nymans).
В 1947 году началось постепенная реорганизация велосипедной пехоты. и к 1952 году все самокатные полки были расформированы. До конца 1980-х продолжал существовать стрелковый велосипедный батальон (cykelskyttebataljon).
![company of m1901s assembled and ready to march in 1914](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/company-of-m1901s-assembled-and-ready-to-march-in-1914.jpg)
![Swedish military officer standing with his m1901](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swedish-military-officer-standing-with-his-m1901.jpg)
![Swedish M30tools](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swedish-M30tools.jpg)
![Three Swedish bicycle infanterists armed with m-45 SMGs and Bantam anti-tank missiles](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Three-Swedish-bicycle-infanterists-armed-with-m-45-SMGs-and-Bantam-anti-tank-missiles.jpg)
В 1970-х годах армейские велосипеды моделей m/42s, m/104as, и m/105as поступили в свободную продажу. Дешёвые и неприхотливые в обслуживании, они сразу стали популярным средством передвижения среди студентов. Когда оригинальные экземпляры на армейских складах закончились, их реплики стала производить созданная в 1997 году тремя бывшими студентами фирма «Kronan АВ», купившая у министерства обороны Швеции чертежи и права на производство модели m/42. В настоящее время велосипеды «Kronan» на основе армейской модели m/42 собираются в Польше. Помимо аутентичной односкоростной модели, начиная с начала 2000-х годов появились в продаже также и трёхскоростные модели на дисковых тормозах.
![Sweden company of m42s 1940s](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Sweden-company-of-m42s-1940s.jpg)
В армии Польши времён II Речи Посполитой самокатные подразделения существовали в составе как пехотных, так и кавалерийских частей. Но эти подразделения должны были быть мобилизованы лишь в случае войны.
Самокатная рота в составе пехотной дивизии должны была быть самостоятельным подразделением и иметь по штату 4 офицеров и 212 унтер-офицеров и нижних чинов. Среди прочего, на вооружении имела 9 ручных пулемётов. Во время Осенней кампании 1939 года в составе Войска польского было мобилизовано, по меньшей мере, 38 самокатных пехотных рот (kompania kolarzy).
Самокатные эскадроны (szwadron kolarzy) в составе кавалерийских бригад также формировались лишь на период военного времени. Они должны были выполнять функции разведывательных отрядов. Каждый самокатный эскадрон состоял из трёх взводов, состоящих из четырех отделений по 6 человек. Три отделения имели на вооружении ручной пулемёт, одно — станковый. В сентябре 1939 года в составе кавалерийских бригад было сформировано 11 самокатных эскадронов.
Войско Польское использовало для своих нужд велосипеды фабрик Яна Каминьского (Варшава) и «Лучник» (Радом).
В боевых действиях против сил вермахта польские самокатчики каким-то особым образом себя не проявили.
![Poland cyclists ca1920](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Poland-cyclists-ca1920.jpg)
![Polish military cyclists](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Polish-military-cyclists.jpg)
![Corps of polish military cyclists](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Corps-of-polish-military-cyclists.jpg)
![rowery bialystok](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/rowery-bialystok.jpg)
Как известно, Дания сопротивлялась вторжению немецких войск, начавшемуся 9 апреля 1940 года, аж целых 6 часов. При этом потери вермахта составили 2 человека убитыми, 10 были ранены. О том, как доблестно датская армия оборонялась от нашествия фашистских полчищ, в 2015 году был снят художественный фильм «9 апреля» (9. april). Фильм повествует как раз о взводе велосипедистов, принявшем участие в боях на юге Дании.
![Danes](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Danes.jpg)
Финская армия, в отличие от датской, довольно успешно применяла самокатчиков как во время русской-финской войны, так и позднее, во время Второй мировой.
![Carl Gustaf Emil Mannerheim, Marshal of Finland, and Risto Ryti, President of Finland in Enso on June 4, 1944](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Carl-Gustaf-Emil-Mannerheim-Marshal-of-Finland-and-Risto-Ryti-President-of-Finland-in-Enso-on-June-4-1944.jpg)
![Finnish troops acrossing a bridge destroyed by Germans during Lapland War in Finland 1944](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Finnish-troops-acrossing-a-bridge-destroyed-by-Germans-during-Lapland-War-in-Finland-1944.jpg)
![Dutch](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Dutch.jpg)
![dutch military band 1939](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/dutch-military-band-1939.jpg)
![](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/01/Infanterie-rijwiel-brigade-1906.jpg)
![Swiss mobile Brieftaubenwagen](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swiss-mobile-Brieftaubenwagen.jpg)
![Swiss Radfahrer 1914-1918](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swiss-Radfahrer-1914-1918.jpg)
![Swiss Radfahrer Patrouillenkorb mit Brieftauben](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swiss-Radfahrer-Patrouillenkorb-mit-Brieftauben.jpg)
![Swiss Radfahrerpatrouille 1914-1918](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Swiss-Radfahrerpatrouille-1914-1918.jpg)
![bicycles trasnporting](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/bicycles-trasnporting.jpg)
![bicycles transporting](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/bicycles-transporting.jpg)
![adolf-hitler-messenger-cyclist-WW1-1](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/adolf-hitler-messenger-cyclist-WW1-1.jpg)
![German cycling corps in Ardennes forest 1914](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/German-cycling-corps-in-Ardennes-forest-1914.jpg)
![](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/01/Radfahrer-Patrouille-gefechtsbereit.jpg)
![WWI-german](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWI-german.jpg)
![1916](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/1916.jpg)
![Semperit](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Semperit.jpg)
![Belgien, Radfahrtruppen und Tross auf Vormarsch](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Belgien_Radfahrtruppen_und_Tross_auf_Vormarsch-May-1940.jpg)
![German bicycle troops and cavalry](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/German-bicycle-troops-and-cavalry.jpg)
![Guernsey / Jersey, Deutsche Soldaten](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Jersey_Deutsche_Soldaten.jpg)
![Radfahrschwadron in Belgium 1940](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Radfahrschwadron-in-Belgium-1940.jpg)
![Rest](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Rest.jpg)
![Waalhaven_parachutisten](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/Waalhaven_parachutisten.jpg)
![12 MG Comp 78JRegt](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/12-MG-Comp-78JRegt.jpg)
![wehrmacht cyclists in forest](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/wehrmacht-cyclists-in-forest.jpg)
![WWII bicycle radio station](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2015/12/WWII-bicycle-radio-station.jpg)
![Gebirgsjaeger advances along a stream in Norway1940](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/01/Gebirgsjaeger-advances-along-a-stream-in-Norway1940.jpg)
![](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/01/Radfahrtruppen.jpg)
![Militarrad Typ 41](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/01/Militarrad-Typ-41.jpg)
![Militarrad Typ 45](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/01/Militarrad-Typ-45.jpg)
![Fahrrad-Anhanger](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Fahrrad-Anhanger.jpg)
![Fahrrad-Anhanger-2](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Fahrrad-Anhanger-2.jpg)
![Truppenfahrrad](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad.jpg)
![Truppenfahrrad mit MG 34](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-mit-MG-34.jpg)
![Truppenfahrrad mit Laufschutzer 34](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-mit-Laufschutzer-34.jpg)
![Truppenfahrrad mit dreibein 34](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-mit-dreibein-34.jpg)
![Truppenfahrrad mit Panzerbüchse 1939](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-mit-Panzerb--chse-1939.jpg)
![Truppenfahrrad mit handegranaten](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-mit-handegranaten.jpg)
![Truppenfahrrad Granatwerfer 36](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-Granatwerfer-36.jpg)
![Truppenfahrrad mit Granatwerfer 36](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Truppenfahrrad-mit-Granatwerfer-36.jpg)
![Wehmacht cyclists in Kaunas 1941](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Wehmacht-cyclists-in-Kaunas-1941.jpg)
![Crossing the river](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Crossing-the-river.jpg)
![A column of German cyclists enters captured Novgorod August 1941](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/A-column-of-German-cyclists-enters-captured-Novgorod-August-1941.jpg)
![Wehrmacht Radfahrschwadron crosses river](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Wehrmacht-Radfahrschwadron-crosses-river.jpg)
![Wehrmacht truppenfahrrad Ukraine WWII](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Wehrmacht-truppenfahrrad-Ukraine-WWII.jpg)
![Fahrradkompanie WWII](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Fahrradkompanie-WWII.jpg)
![Russland-Nord, zwei Soldaten mit Fahrradern](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Russland-Nord-Zwei_Soldaten_mit_Fahrr--dern.jpg)
![under attack](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/under-attack.jpg)
![Spanish Soldier-Leningrad 8-42 bicycle](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Spanish-Soldier-Leningrad-8-42-bicycle.jpg)
![wehrmacht panzer destroyer cycling gruppe in Breslau March 1945](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/wehrmacht-panzer-destroyer-cycling-gruppe-in-Breslau-March-1945.jpg)
![HitlerJugend captured by British officer](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/HitlerJugend-captured-by-British-officer.jpg)
![Commandos disembarking with BSA airborne bicycles 1944](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Commandos-disembarking-with-BSA-airborne-bicycles-1944.jpg)
![Troops carrying bicycles landing on beach_Canadians_LCIL299_bike_on_ramp](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Troops-carrying-bicycles-landing-on-beach_Canadians_LCIL299_bike_on_ramp.jpg)
![beach landing](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/beach-landing.jpg)
![British Army May 1944](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/British-Army-May-1944.jpg)
![Private of 1 Canadian Parachute battalion posed on a BSA airborne bicycle at their reinforcement camp in England 1944](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Private-of-1-Canadian-Parachute-battalion-posed-on-a-BSA-airborne-bicycle-at-their-reinforcement-camp-in-England-1944.jpg)
![BSA_position_jump_from_Dakota](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/BSA_position_jump_from_Dakota.jpg)
![Commando folding bicycle](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Commando-folding-bicycle.jpg)
![Normandy June 1944](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Normandy-June-1944.jpg)
![2nd East Yorkshire Battalion moving towards Colleville-sur-Mer. D-Day 1944 June 6](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/2nd-East-Yorkshire-Battalion-moving-towards-Colleville-sur-Mer.-D-Day-1944-June-6.jpg)
![Japanese troops riding into Singapore, 1942](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Japanese-troops-riding-into-Singapore-1942.jpg)
![Japanese Troops Philippines 1941-1942](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Japanese-Troops-Philippines-1941-1942.jpg)
![5th Indian Division watch disarmed Japanese soldiers leave the city of Singapore 1945](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/5th-Indian-Division-watch-disarmed-Japanese-soldiers-leave-the-city-of-Singapore-1945.jpg)
Во время войны во Вьетнаме бойцы Вьетконга активно использовали велосипеды для передвижения по джунглям.
![Vietnamese porters carrying laden bicycles](http://www.eastprussia.ru/wp-content/uploads/2016/12/Vietnamese-porters-carrying-laden-bicycles.jpg)
Источники:
Википедия
Румянцев Е.А. Справочник по организации и составу германской армии после проведения мобилизации в августе 1914.
Kohn R.S Bicycle troops. — Booklife, 2011.
D.R. Maree Bicycles in the Anglo-Boer War of 1899-1902. Military History Journal of The South African Military History Society, vol. 4 No. 1 — June 1977.
www.kaiserscross.com
www.foldingcyclist.com
bsamuseum.wordpress.com
www.oldbike.eu
www.veliciousbicycles.com
oldbike.wordpress.com
bcoy1cpb.pacdat.net
www.awm.gov.au
www.vintagecolumbiabikes.com
www.starerowery.org
nowahistoria.interia.pl
Ещё:
Солдат на самокате, или двухколёсная пехота