Опубликовано Янв 5, 2016 в Восточная Пруссия | Нет комментариев

Самокатные подразделения

Как уже говорилось, к началу Первой мировой войны большинство армий  стран-участниц имели в своём составе самокатные подразделения. Самокатчики использовались для разведывательных и курьерских целей, для патрулирования местности и транспортировки больных и раненых. Италия использовала велосипедистов-берсальери на протяжении всего периода войны. Каждый немецкий егерский батальон имел в своём составе самокатную роту (Radfahrkompanie), а к концу войны в составе немецкой армии насчитывалось уже около 80 самокатных рот. Часть из них была объединена в велосипедную бригаду.  В составе армий Франции и Бельгии численность велосипедов, по некоторым оценкам, достигала 150000 единиц.

Начиная с 1908 года в британской армии были созданы 9 самокатных батальонов, состоящих из добровольцев-резервистов, входящих в состав так называемых территориальных войск (territorial forces). Этим войскам была поставлена задача несения службы внутри страны, в том числе и в случае начала войны. Уже в начале августа 1914 года часть бойцов территориальных войск изъявила желание отправиться на фронт и была зачислена в первую очередь резерва, оставшиеся перешли во вторую очередь резерва на условиях несения службы внутри страны.

Поначалу все самокатчики были задействованы в охране морского побережья Великобритании, и в силу придаваемой этой службе важности, никто из них не был отправлен на фронт. В дальнейшем небольшая часть резерва первой очереди всё же оказалась на фронте и приняла участие в боевых действиях наряду с регулярными частями британской армии.

В 1915-1916 году несколько самокатных батальонов территориальных войск были преобразованы в 1-й и 2-й армейские велосипедные дивизионы, которые просуществовали лишь несколько месяцев, дислоцировались в Британии и участия в боевых действиях не принимали.

Самокатчики Королевского Шотландского полка в марте 1918 года были переброшены в Архангельск во время интервенции странами Антанты России во время гражданской войны.

Два батальона самокатчиков, 25-й Лондонский и Кентский, в 1919 году приняли участие в Третьей англо-афганской войне.

После окончания Первой мировой все самокатные подразделения в британской армии были преобразованы либо в артиллерийские подразделения, либо в сигнальные.

 

poster

Рекламный плакат, призывающий добровольцев вступать в 25-й Лондонский велосипедный полк. 1915.

 

26th Middlsex

Самокатчики 26-го Миддлсексского полка.

 

Cycling Oct 1914 самокатные подразделения

Обложка журнала «Cycling» за октябрь 1914. Попавший в засаду британский велосипедист отстреливается от врага.

 

cycling 1915 самокатные подразделения

Спасение раненого велосипедиста-разведчика. 1915.

 

Cyclist patrol of the 7th Devons_Cycling 1915

Велосипедный патруль 7-го Девонского полка. Апрель 1915.

 

King and Country need you_1915

«Велосипедисты! Король и страна нуждаются в вас!».  Призыв к добровольцам вступать в ряды Эссексского полка. 1915.

 

British_Army_cyclists_recruiting_poster_WWI

Британский агитационный плакат времён Первой мировой: «Почему бы не покрутить педали для короля? Велосипед предоставляется. Плохие зубы не помеха.»

 

Hampshire cyclists and Devon Patrol

Хэмпширские самокатчики и Девонский патруль.

 

Norfolk

Самокатчики Норфолкского полка.

 

10th Scotish велосипедные подразделения

Велосипедист 10-го батальона Королевского Шотландского полка.

 

Rest during a forced march dec_1914

Отдых на марше. Декабрь 1914.

 

Saving the dispatches

«Спасая донесение.» Примечательно, что британский лётчик даже не пытается сражаться с приближающимся врагом.

 

Indian bicycle troops Somme 1916 самокатные войска

Отряд велосипедистов-индийцев. Сомма, 1916.

 

1915 SWIFT MILITARY MODEL

Военная модель британского велосипеда «Свифт». 1915.

 

Британцы использовали три типа велосипедов: военные роадстеры, военные складные, и гражданские роадстеры.

Большую часть велосипедов в армии любой страны в те времена составляли как раз велосипеды последнего типа, оснащённые задним багажником.

Военные роадстеры представляли собой несколько изменённые под армейские нужды те же самые гражданские модели. Как правило, это были односкоростные модели с добавлением некоторых особых приспособлений, таких как передний багажник, клипсы для крепления винтовки к раме, сумка с набором инструментов для ремонта. Рама таких велосипедов могла быть усиленной.

 

BSA Mark IV

Армейская  модель 1911 года  Mark IV от BSA с колёсами 24″ была одним из самых распространённых в армии Соединённого королевства велосипедом.

 

Складные модели собственного производства имели армии Британии (в основном, это были велосипеды фирмы BSA), Австрии, Франции, Италии, России и Германии.

 

bsa_folding_bicycles

Самокатчики Ланкаширского фузилёрного полка со складным велосипедом BSA.

 

austrian cyclist самокатные подразделения

Австрийский самокатчик. 1896.

 

Bianchi Bersaglieri ca. 1915 - 1

Складной велосипед «Бьянки» (1915), использовавшийся итальянскими берсальери.

 

Bianchi Bersaglieri ca. 1915 - 2

Он же в сложенном виде.

 

Peugeot Gerard-1

Складной велосипед «Пежо» системы капитана Жерара (1912).

 

Peugeot Gerard-2

В сложенном виде

 

Steyr Waffenrad M10 - 1

Австрийский армейский складной велосипед «Steyr» модели М10 (1912).

 

Steyr Waffenrad M10 - 2

Он же в сложенном виде.

 

Folding military bicycles - 2

Армейские складные модели велосипедов времён Первой мировой войны. Слева направо: «Пежо», «Бьянки», «Штейр».

 

Folding military bicycles

В сложенном виде. Слева направо: «Штейр», «Пежо», «Бьянки».

 

Основное отличие этих трёх моделей складных армейских велосипедов друг от друга в диаметре колёс и размере рамы. Австрийский «Штейр» имел размер 28″, «Пежо» — 26″, а «Бьянки» — 24″. Австриец не очень прост в складывании и раскладывании в отличие от француза и итальянца. Вес его составляет 16 кг. «Пежо» весит 15 кг, а самым тяжелым является «Бьянки» — 20 кг.

 

1908 RALEIGH ALL-STEEL MILITARY MODEL

Военный роадстер «Raleigh», Британия (1908).

 

1914-Rudge-Sussex-Battalion 1914 RUDGE-WHITWORTH MILITARY MODEL

Армейский роадстер «Rudge-Whitworth» (1914). Британия.

 

1918 ROYAL ENFIELD MILITARY MODEL

Армейский роадстер «Royal Enfield» (1918). Британия.

 

german-victoria-bicycle-1890s

Реклама немецкого производителя велосипедов «Виктория». 1890-е годы.

 

German civilian Bicycle Victoria

Гражданская модель велосипеда «Виктория», приспособленная для армейских нужд.

 

WWI Germas Bicycle Victoria with Springwheel

Велосипед «Виктория» с так называемым «пружинным колесом».

 

WWI German Bicycle Victoria Springwheel

Пружинные колёса использовались немцами из-за нехватки каучука. По твёрдому покрытию ездить на них было не очень комфортно, но при езде по бездорожью они вполне себя оправдывали.

 

spring-wheel-patent

Рисунок из патента на изобретение пружинного колеса.

 

Pope military tandem

Американский военный тандем.

 

Royal Enfield bicycle

Британский армейский велосипед «Royal Enfield» с описанием технических характеристик. 1914.

 

Columbia bicycles 1919

Американский производитель велосипедов Columbia. 1919.

 

1921 Military Model

Модель военного велосипеда образца 1921 года.

 

Отряды военных велосипедистов существовали также в составе Австралийских имперских сил (АИС), созданных в в 1914 году для участия в Первой мировой войне. После эвакуации австралийских частей из Галлиполли в Египет в начале 1916 года и их последующей организации, в составе всех пяти пехотных дивизионов были созданы велосипедные роты. Затем части АИС были переброшены во Францию на западный фронт.

Австралийские самокатчики в основном использовали велосипеды фирмы BSA  и были вооружены винтовками «Ли-Энфилд» модели SMLE. За время войны в общей сложности через самокатные подразделения прошло около 3000 австралийцев. Несмотря на то, что непосредственно в боевых действиях австралийские самокатчики не принимали, среди погибших солдат числится несколько десятков военных велосипедистов.

 

13th Battalion AIF Serapeum, Egypt c1915

Австралийские велосипедисты в Египте. Конец 1915.

 

Australian Cycling Corps c 1915

Австралийские самокатчики. 1915.

 

1st Anzac Cyclists Battalion 1917

Самокатчики 1-го велосипедного батальона АНЗАК. 1917.

 

1915

Британские самокатчики после эвакуации из Галлиполи. Египет, 1915.

 

British armourers under fire, World War I

Британские оружейники ремонтируют велосипеды под артиллерийским обстрелом. Первая мировая война.

 

field telephone cyclist WWI 1915

Велосипедист с полевым телефоном. 1915.

 

военные велосипедисты

Гуси-гуси, га-га-га…

 

Несколько иллюстраций из британского журнала The War Illustrated (1914), выходившего с 22 августа 1914 по 8 февраля 1919, и с 16 сентября 1939 по 11 апреля 1947 года.

 

WWI War Illustrated 1914

«Город в Восточной Пруссии, который встал на пути русской армии, подвергшийся артиллерийскому обстрелу во время одного из боев с армией Гинденбурга. Германия была наказана за нападение на беззащитную Бельгию, но без тех зверств, которые она сотворила во Фландрии».

 

WWI War_Illustrated

«Во время своих оборонительных действий перед превосходящими силами противника, бельгийцы совершили множество пеших маршей. Это фото показывает бельгийцев, отступающих вместе с военными велосипедистами из Остенде, после того, как оборонять город стало невозможно».

 

WWI War-Illustrated

«Фото из немецких источников: отряд немецких связистов протягивает телефонные провода через импровизированный пешеходный мост рядом с Нюпором во время долгих боёв возле Кале.»

 

WWI-War-Illustrated

«Части бельгийской кавалерии проезжают мимо пехотных частей, среди которых есть и отдыхающие на обочине французские товарищи. Как доходчиво объяснил сэр Конан Дойль, кавалерия стала в этой войне универсальным видом войск. Часто британские всадники действуют как пехотинцы, когда нет необходимости в кавалерийских действиях.»

 

carabiniers_cyclistes

Бельгийские карабинеры-самокатчики.

 

Carabiniers cyclistes

Бельгийские самокатчики.

 

carabiniers cyclistes WWI

Карабинеры-велосипедисты бельгийской армии времён Первой мировой войны.

 

bataillon-cycliste

Французские самокатчики. 1908 год (по почтовому штемпелю)

 

Somewhere in The Netherlands 1914

Голландские велосипедисты. 1914.

 

Japanese courier pursued by Cossacks 1904

Японский курьер пытается оторваться от казацкого разъезда. 1904.

 

Swiss Radfahrer + Artillerie 1914-1918

Швейцарские самокатчики созерцают передислокацию артиллерийской части. 1914-1918.

 

В армии Швеции первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды. К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащённых велосипедами (в основном, моделями m/30s и m/42s). Полевые связисты использовали также тандемы. В связи с нехваткой собственных велосипедов m/30s, в 1930-е годы шведы закупали у итальянцев складные модели велосипедов «Бьянки», получившие артикул m/1927.

Велосипеды m/30 и m/42 были самыми распространёнными моделями в армии Швеции. По взаимному соглашению, их выпускали сразу несколько фабрик (Rex, Husqvarna, Monark, Nymans).

В 1947 году началось постепенная реорганизация велосипедной пехоты. и к 1952 году все самокатные полки были расформированы. До конца 1980-х продолжал существовать стрелковый велосипедный батальон (cykelskyttebataljon).

 

company of m1901s assembled and ready to march in 1914

Рота шведских самокатчиков на велосипедах m/1901s. 1914 год.

 

Swedish military officer standing with his m1901

Шведский офицер-самокатчик со своим m/1901, первым шведским военным велосипедом, выпускавшимся с 1901 года.

 

Swedish M30tools

Набор инструментов и оборудования для велосипеда m/30.

 

Three Swedish bicycle infanterists armed with m-45 SMGs and Bantam anti-tank missiles

Шведские пехотинцы-самокатчики с противотанковыми ракетами. Вторая половина ХХ века.

 

В 1970-х годах армейские велосипеды моделей m/42s, m/104as, и m/105as поступили в свободную продажу. Дешёвые и неприхотливые в обслуживании, они сразу стали популярным средством передвижения среди студентов. Когда оригинальные экземпляры на армейских складах закончились, их реплики стала производить созданная в 1997 году тремя бывшими студентами фирма «Kronan АВ», купившая у министерства обороны Швеции чертежи и права на производство модели m/42. В настоящее время велосипеды «Kronan» на основе армейской модели m/42  собираются в Польше. Помимо аутентичной односкоростной модели, начиная с начала 2000-х годов появились в продаже также и трёхскоростные модели на дисковых тормозах.

 

Sweden company of m42s 1940s

Отряд шведских самокатчиков на велосипедах m/42s едут за трактором, держась за специальный буксировочный трос. 1940-е.

 

В армии Польши времён II Речи Посполитой  самокатные подразделения существовали в составе как пехотных, так и кавалерийских частей. Но эти подразделения должны были быть мобилизованы лишь в случае войны.

Самокатная рота в составе пехотной дивизии должны  была быть самостоятельным подразделением и иметь по штату 4 офицеров и 212 унтер-офицеров и нижних чинов. Среди прочего, на вооружении имела 9 ручных пулемётов. Во время Осенней кампании 1939 года в составе Войска польского было мобилизовано, по меньшей мере, 38 самокатных пехотных рот (kompania kolarzy).

Самокатные эскадроны (szwadron kolarzy) в составе кавалерийских бригад также формировались лишь на период военного времени. Они должны были выполнять функции разведывательных отрядов. Каждый самокатный эскадрон состоял из трёх взводов, состоящих из четырех отделений по 6 человек. Три отделения имели на вооружении ручной пулемёт, одно — станковый. В сентябре 1939 года в составе кавалерийских бригад было сформировано 11 самокатных эскадронов.

Войско Польское использовало для своих нужд велосипеды фабрик Яна Каминьского (Варшава) и «Лучник» (Радом).

В боевых действиях против сил вермахта польские самокатчики каким-то особым образом себя не проявили.

 

Poland cyclists ca1920

Польские самокатчики. Ок. 1920 года.

 

Polish military cyclists

Польские военные самокатчики. Конец 1930-х.

 

Corps of polish military cyclists

Самокатчики Войска польского. Конец 1930-х.

 

rowery bialystok

Подразделение польских военных велосипедистов проезжает через Белосток. 1930-е.

 

Как известно, Дания сопротивлялась вторжению немецких войск, начавшемуся 9 апреля 1940 года, аж целых 6 часов. При этом потери вермахта составили 2 человека убитыми, 10 были ранены. О том, как доблестно датская армия оборонялась от нашествия фашистских полчищ, в 2015 году был снят художественный фильм «9 апреля» (9. april). Фильм повествует как раз о взводе велосипедистов, принявшем участие в боях на юге Дании.

 

Danes

Военные велосипедисты армии Дании едут то ли навстречу немцам, то ли наоборот. 1940.

 

Финская армия, в отличие от датской, довольно успешно применяла самокатчиков как во время русской-финской войны, так и позднее, во время Второй мировой.

 

Carl Gustaf Emil Mannerheim, Marshal of Finland, and Risto Ryti, President of Finland in Enso on June 4, 1944

Президент Финляндии Ристо Рюти и фельдмаршал Маннергейм во время военного смотра. Июнь 1944.

 

Finnish troops acrossing a bridge destroyed by Germans during Lapland War in Finland 1944

Финские самокатчики. Лапландия. 1944.

 

Dutch

Голландский военный оркестр на велосипедах. Конец 1930-х.

 

dutch military band 1939

И снова военный оркестр голландской армии. 1939.

 

Swiss mobile Brieftaubenwagen

Передвижная голубятня швейцарской армии. 1914-1918.

 

Swiss Radfahrer 1914-1918

Швейцарский самокатчик с почтовыми голубями. 1914-1918.

 

Swiss Radfahrer Patrouillenkorb mit Brieftauben

Когда-то почтовых голубей использовали многие армии мира. Швейцарский военный голубятник на велосипеде. 1914-1918.

 

Swiss Radfahrerpatrouille 1914-1918

Швейцарский разведывательный патруль, вооружённый клетками с почтовыми голубями. 1918-1918.

 

bicycles trasnporting

Велосипеды можно перевозить  так…

 

bicycles transporting

или так…

 

adolf-hitler-messenger-cyclist-WW1-1

Адольф Гитлер одно время служил при штабе связным-велосипедистом. 1914.

 

German cycling corps in Ardennes forest 1914

Отряд немецких велосипедистов в Арденнах. 1914.

 

WWI-german

Немецкие самокатчики. Первая мировая война.

 

1916

Немецкий самокатчик со складным велосипедом. 1916.

 

Semperit

Реклама австрийских шин «Семперит». Конец 1930-х — начало 1940-х.

 

Belgien, Radfahrtruppen und Tross auf Vormarsch

Пленные бельгийские солдаты идут навстречу немецким велосипедистам. 1940.

 

German bicycle troops and cavalry

Немецкие войска. Западная Европа. Вторая мировая война.

 

Guernsey / Jersey, Deutsche Soldaten

Немецкие войска на оккупированном острове Джерси. Начало 1940-х.

 

Radfahrschwadron in Belgium 1940

Вермахт. Бельгия. 1940.

 

Rest

Немецкие самокатчики на отдыхе.

 

Waalhaven_parachutisten

Немецкие парашютисты. Оккупированная Голландия. 1940.

 

12 MG Comp 78JRegt

Самокатчики 78-го егерского полка.

 

wehrmacht cyclists in forest

Немецкие самокатчики в лесу. Вторая мировая война.

 

WWII bicycle radio station

Передвижная радиостанция. Вторая мировая война.

 

Gebirgsjaeger advances along a stream in Norway1940

Немецкий горный стрелок с велосипедом форсирует водную преграду. Норвегия. 1940.

 

Militarrad Typ 41

Состоявший на вооружении вермахта военный велосипед Тип-41.

 

Militarrad Typ 45

Военный велосипед Тип-45.

 

Fahrrad-Anhanger

Тележка-прицеп для велосипеда.

 

Fahrrad-Anhanger-2

Тележка-прицеп в сложенном виде.

 

Truppenfahrrad

Немецкий военный велосипед с навесным оборудованием.

 

Truppenfahrrad mit MG 34

Велосипед с ручным пулемётом MG 34.

 

Truppenfahrrad mit Laufschutzer 34

Велосипед с тубусом для сменного ствола для пулемёта MG 34.

 

Truppenfahrrad mit dreibein 34

Велосипед с треногой для пулемёта MG 34.

 

Truppenfahrrad mit Panzerbüchse 1939

Велосипед с противотанковым ружьём. 1939.

 

Truppenfahrrad mit handegranaten

Велосипед с коробкой для перевозки ручных гранат.

 

Truppenfahrrad Granatwerfer 36

Велосипед с коробкой для мин для лёгкого миномёта калибра 50 мм.

 

Truppenfahrrad mit Granatwerfer 36

Велосипед с легким миномётом калибра 50 мм образца 1936 года Granatwerfer 36.

 

Wehmacht cyclists in Kaunas 1941

Самокатчики вермахта проходят по улицам Каунаса. 23 июня 1941.

 

Crossing the river

Немецкие велосипедисты переправляются через реку. Вторая мировая война.

 

A column of German cyclists enters captured Novgorod August 1941

Подразделение немецких самокатчиков въезжает в Новгород. Август 1941.

 

Wehrmacht Radfahrschwadron crosses river

Форсирование водной преграды. Вторая мировая война.

 

Wehrmacht truppenfahrrad Ukraine WWII

Оккупированная Украина. 1941.

 

Fahrradkompanie WWII

Самокатчики на отдыхе. Немецкая почтовая открытка. Начало 1940-х.

 

Russland-Nord, zwei Soldaten mit Fahrradern

Солдаты вермахта. Северная часть Восточного фронта.

 

under attack

Под обстрелом. Вторая мировая война.

 

Spanish Soldier-Leningrad 8-42 bicycle

Солдат испанской Голубой дивизии под Ленинградом. 1942.

 

wehrmacht panzer destroyer cycling gruppe in Breslau March 1945

Истребители танков. Бреслау. Март 1945.

 

HitlerJugend captured by British officer

Британский солдат и пленные истребители танков из гитлерюгенда.

 

Commandos disembarking with BSA airborne bicycles 1944

Британский десант в Нормандии. 1944.

 

Troops carrying bicycles landing on beach_Canadians_LCIL299_bike_on_ramp

Канадские части высаживаются в Нормандии. 1944.

 

beach landing

Высадка в Нормандии. 1944.

 

British Army May 1944

Британские самокатчики высаживаются на берег.

 

Private of 1 Canadian Parachute battalion posed on a BSA airborne bicycle at their reinforcement camp in England 1944

Рядовой 1-го Канадского парашютного батальона с велосипедом BSA. 1944.

 

BSA_position_jump_from_Dakota

Британский десантник со складным велосипедом BSA готовится к прыжку.

 

Commando folding bicycle

Британский десантник со складной моделью велосипеда BSA.

 

Normandy June 1944

Нормандия. Июнь 1944.

 

2nd East Yorkshire Battalion moving towards Colleville-sur-Mer. D-Day 1944 June 6

Бойцы 2-го Восточного Йоркширского полка движутся к Кольвилль-сюр-Мер. 6 июня 1944.

 

Japanese troops riding into Singapore, 1942

Японские военные велосипедисты в Сингапуре. 1942.

 

Japanese Troops Philippines 1941-1942

Японские самокатные подразделения на Филиппинах. 1941-1942.

 

5th Indian Division watch disarmed Japanese soldiers leave the city of Singapore 1945

Японские пленные самокатчики покидают Сингапур. 1945.

 

Во время войны во Вьетнаме бойцы Вьетконга активно использовали велосипеды для передвижения по джунглям.

 

Vietnamese porters carrying laden bicycles

Бойцы Вьетконга в джунглях.

 

 

 

Источники:

 

Википедия

Румянцев Е.А. Справочник по организации и составу германской армии после проведения мобилизации в августе 1914.

Kohn R.S Bicycle troops. — Booklife, 2011.

D.R. Maree Bicycles in the Anglo-Boer War of 1899-1902. Military History Journal of The South African Military History Society, vol. 4 No. 1 — June 1977.

www.kaiserscross.com

www.foldingcyclist.com

bsamuseum.wordpress.com

www.oldbike.eu

www.veliciousbicycles.com

oldbike.wordpress.com

bcoy1cpb.pacdat.net

www.awm.gov.au

www.vintagecolumbiabikes.com

www.starerowery.org

nowahistoria.interia.pl

 

 

 

Ещё:

Солдат на самокате, или двухколёсная пехота

Военные велосипедисты

 

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика