Есть ли хоть один филокартист в мире, который не слышал бы названия издательства Штенгель и Ко.? Никогда бы не видел на открытках их логотипа? Не встречал бы упоминания в специальной литературе? Возможно, что несколько таких человек, не слышавших о «Штенгель и Ко.», есть. Но при этом с полной уверенностью можно утверждать, что, даже не зная о существовании этой компании, они держали в руках напечатанные ею открытки. Если определения «основной», «ведущий», «крупнейший» (применительно к производителю и издателю художественных почтовых открыток периода открыточного бума) отнести к «Штенгель и Ко.», ни одно из них не погрешит против истины.
На рубеже XIX и XX столетий издательство из столицы Саксонии было крупнейшим в мире производителем почтовых открыток. Затем появилось несколько других немецких издательских фирм, но «Штенгель и Ко.» оставалась среди лидеров этой отрасли ещё долгое время.
История издательства Штенгель и Ко.
Точная дата появления издательства не известна, но, скорее всего, основано оно 1 апреля 1885 года. Первоначально называлось «Штенгель и Маркерт» (Stengel & Markert). Основали его компаньоны Эмиль Штенгель (Emil Stengel) и Генрих Маркерт (Heinrich Markert). Примерно в середине 1890-х годов, одновременно со «Штенгель и Маркерт» существовала ещё и компания, называвшаяся «Штенгель и Ко.». Скорее всего, первое название относилось к типографии, а для издательства было выбрано второе название. Именно в середине последнего десятилетия позапрошлого века начался стремительный рост издательства (и типографии тоже) «Штенгель и Ко». Ещё в 1892 году штат компании составлял 45 человек. Основным видом деятельности в то время являлась печать продукции способом фототипии. Располагалось предприятие в Дрездене на Gabelsbergerstrasse 14.
Г. Маркерт покинул компанию в конце 1898 — начале 1899 годов, основав вместе с сыном Бруно собственное предприятие «Markert & Sohn», также занимающееся печатной и издательской деятельностью. Оно просуществовало по меньшей мере до начала 1930-х годов.
Растущий спрос на печатную продукцию позволил Э. Штенгелю в ноябре 1901 года открыть филиал компании в Берлине (сначала по адресу Elisabethufer 5, затем на Dessauer Strasse 1). В этом же году для торговли с Британией и её колониями было создано лондонское подразделение.
В это время в активе издательства было более 10000 художественных видов городов со всего мира от Европы до Египта, от Японии до Австралии. При этом издательство выполняло заказы и для сторонних клиентов.
Помимо видовых открыток «Штенгель и Ко.» выпускало открытки с репродукциями произведений искусства (например, популярную серию «Галереи мира») из самых известных мировых художественных галерей, а также небольших музеев и королевских коллекций. Примерно в 1904-1905 годах издательство переехало в более просторное помещение по адресу Bärensteiner Strasse 29, Dresden.
Рекламная открытка, прошедшая почту в 1907 году, сообщает, что «Штенгель и Ко.» это «издатель высококачественных почтовых открыток со средним годовым тиражом 80 миллионов экземпляров и штатом в 350 сотрудников. Берлин — Лондон — Вена — Дрезден».
После смерти Эмиля Штенгеля, в 1906 году компания из акционерного общества была преобразована в общество с ограниченной ответственностью (GmbH) с уставным капиталом 400 000 марок. Со временем контроль над компанией перешёл в руки семейства Келлер ( Hanna Keller, Leo Keller).
К середине 1920-х годов, издательство «Штенгель и Ко.», помимо печати открыток и репродукций, занималось также изданием различных каталогов, брошюр, плакатов, продукции с водяными знаками (облигаций, бондов и пр.), и даже упаковки.
К этому времени у издательства уже были прессы для офсетной печати, а также оборудование для печати фотооткрыток (так называемых «echte potographie» или «real photo»). В арсенале издательства имелся весь спектр современного оборудования для всех типов печати.
Во время Второй мировой войны, в 1944 году, здание, в котором находилось издательство, пострадало во время бомбёжки. Оставшееся оборудование было национализировано и перешло в собственность восточно-германского издательского дома «Vereinigung Volkseigener Verlage» (VVV), где успешно использовалось ещё многие годы. Бывшие владельцы «Штенгель и Ко.» оказались во Франкфурте на Майне, где некто Готтфрид Келлер организовал издательскую фирму Stengel & Co. Kunstverlag.
Почтовые открытки издательства Штенгель и Ко.
До 1907 года издательство «Штенгель и Ко.» выпускало огромное количество видовых почтовых открыток. В основном, это была одно- и двухцветная продукция, напечатанная способом фототипии, легко поддающаяся идентификации благодаря своему качеству и наличию выходных данных, хотя, конечно, существуют различия в маркировке открыток в зависимости от страны их распространения.
Некоторые открытки, выпущенные издательством до 1900 года, были частично (или полностью) раскрашены вручную. К 1901 году компания внедрила свой собственный печатный процесс, названный «Артохром» (Artochrom), совмещающий полутоновую печать и хромолитографию. Естественно, издавалось также большое количество цветных литографических открыток.
После окончания Первой мировой войны печать почтовых открыток уже не являлась основным видом деятельности «Штенгель и Ко.».
Начиная с 20-х годов прошлого столетия «Штенгель и Ко.» использовала, в основном, полутоновый процесс, выпуская продукцию среднего качества, ничем особенным не выделявшуюся среди продукции конкурентов. Затем полутоновая печать в производстве открыток была дополнена печатью фотооткрыток. Хотя, как уже говорилось, в арсенале издательства имелось самое современное оборудование способное удовлетворить любые запросы клиентов.
Идентификация открыток издательства Штенгель и Ко
Огромное количество открыток, выпущенных издательством «Штенгель и Ко.» содержит указание на производителя и номер. На многих ранних открытках эта информация указана на лицевой стороне, позднее её стали печатать на оборотной стороне, хотя номер мог иногда печататься и на лицевой.
Самые ранние логотипы издательства представляли собой равнобедренный треугольник с вписанными в него инициалами St. & Co., D. (где D — это Дрезден) или St. & Co., B. (B. — Берлин), наложенный на второй треугольник с вершиной, обращённой вниз.
На смену этому товарному знаку пришёл всем знакомый овал, с вписанным в него словом Stengel, появившийся, видимо, на рубеже 1905-1906 годов и просуществовавший до падения авиабомбы на здание издательства во время Второй мировой.
Что касается нумерации открыток, то полной ясности в этом вопросе нет. Первоначально ещё можно было наблюдать некую последовательную нумерацию открыток, хотя уже тогда попадались открытки с абсолютно непонятными номерами (возможно, это было следствием того, что печатались они на экспорт в определенные страны, или так маркировался способ печати, или что-то ещё).
Некоторое время 5-значный код наносился в нижнем правом углу открытки (иногда краской зеленого цвета). Иногда код дополнялся стоящей перед ним буквой S. Иногда на некоторых открытках можно обнаружить «лишний» код, проставленный в том же самом правом нижнем углу (например, “m S”, “c J”, “d T”). Фотооткрытки 1930-х годов (но не все), на том же самом месте могли иметь код типа “70694 m L 10”.
Ещё одной особенностью открыток «Штенгель и Ко.» являются так называемые «скрытые номера»: 4 или 5-значный код, написанный от руки на лицевой стороне прямо на изображении в левом или правом углу. Возможно, таким образом маркировались открытки, отпечатанные способом фототипии по заказу сторонних клиентов.
(По материалам журнала The Postcard Album № 22)
Замечательная статья! Спасибо!
Однако, в статье не охвачен целый пласт художественных открыток этого издательства:
с нумерацией 29000 по 29999 репродукции картин ведущих музеев мира:
сначала в разбивку, а затем по порядку:
Amsterdam 29100-29120
Bruges 29150-29160
Genova 29630-29649
Dresden 29650-29725
Berlin 29726-29749
Firenze 29825-29859
Venezia 29860-29874
Paris 29876-29924
London 29925-29964
Munchen 29970-29985
Ярославль 12201-12213. Ростов Великий 12214
Также не указана нумерация других тематик:
Санкт-Петербург 12000-12099
окрестности Санкт-Петербурга 12100-12199
Ярославль 12200-12249
Москва 12250-12299
Одесса 12550-12599
Итальянская живопись 19000-19999
Виды Крыма 39000-39199
Персоналии (Мендельсон, Рубинштейн, Григ, Толстой и др.) 49000-49199
Рига 52900-52999
Кенигсберг 54100-54199
Владимир Игоревич, статья не претендует на полноту. Искреннее спасибо вам за дополнения.