Штенгель и Ко (Stengel & Co)

Есть ли хоть один филокартист в мире, который не слышал бы названия издательства Штенгель и Ко.? Никогда бы не видел на открытках их логотипа? Не встречал бы упоминания в специальной литературе? Возможно, что несколько таких человек, не слышавших о «Штенгель и Ко.», есть. Но при этом с полной уверенностью можно утверждать, что, даже не зная о существовании этой компании, они держали в руках напечатанные ею открытки. Если определения «основной», «ведущий», «крупнейший» (применительно к производителю и издателю художественных почтовых открыток периода открыточного бума) отнести к «Штенгель и Ко.», ни одно из них не погрешит против истины.

На рубеже XIX и XX столетий издательство из столицы Саксонии было крупнейшим в мире производителем почтовых открыток. Затем появилось несколько других немецких издательских фирм, но «Штенгель и Ко.» оставалась среди лидеров этой отрасли ещё долгое время.

 

 

История издательства Штенгель и Ко.

 

Точная дата появления издательства не известна, но, скорее всего, основано оно 1 апреля 1885 года. Первоначально называлось «Штенгель и Маркерт» (Stengel & Markert). Основали его компаньоны Эмиль Штенгель (Emil Stengel) и Генрих Маркерт (Heinrich Markert). Примерно в середине 1890-х годов, одновременно со «Штенгель и Маркерт» существовала ещё и компания, называвшаяся «Штенгель и Ко.». Скорее всего, первое название относилось к типографии, а для издательства было выбрано второе название. Именно в середине последнего десятилетия позапрошлого века начался стремительный рост издательства (и типографии тоже) «Штенгель и Ко». Ещё в 1892 году штат компании составлял 45 человек. Основным видом деятельности в то время являлась печать продукции способом фототипии. Располагалось предприятие в Дрездене на Gabelsbergerstrasse 14.

Штенгель и Ко. Stengel & Co Dresden-Berlin_Cranz 1900
Кранц. Издатель «Штенгель и Ко.», прошла почту 21.07.1900 г. На лицевой стороне по левому обрезу имеется надпись Stengel & Co. Dresden — Berlin. 8158. На оборотной стороне какие-либо надписи (кроме Postkarte) или буквенно-цифровые коды отсутствуют.

Г. Маркерт покинул компанию в конце 1898 — начале 1899 годов, основав вместе с сыном Бруно собственное предприятие «Markert & Sohn», также занимающееся печатной и издательской деятельностью. Оно просуществовало по меньшей мере до начала 1930-х годов.

Растущий спрос на печатную продукцию позволил Э. Штенгелю в ноябре 1901 года открыть филиал компании в Берлине (сначала по адресу Elisabethufer 5, затем на Dessauer Strasse 1). В этом же году для торговли с Британией и её колониями было создано лондонское подразделение.

В это время в активе издательства было более 10000 художественных видов городов со всего мира от Европы до Египта, от Японии до Австралии. При этом издательство выполняло заказы и для сторонних клиентов.

Помимо видовых открыток «Штенгель и Ко.» выпускало открытки с репродукциями произведений искусства (например, популярную серию «Галереи мира») из самых известных мировых художественных галерей, а также небольших музеев и королевских коллекций. Примерно в 1904-1905 годах издательство переехало в более просторное помещение по адресу Bärensteiner Strasse 29, Dresden.

Рекламная открытка, прошедшая почту в 1907 году, сообщает, что «Штенгель и Ко.» это «издатель высококачественных почтовых открыток со средним годовым тиражом 80 миллионов экземпляров и штатом в 350 сотрудников. Берлин — Лондон — Вена — Дрезден».

 

Штенгель и Ко. Stengel & Co 1906
«Старая липа в лесничестве Хиршау, Замланд». Издатель «Штенгель и Ко.». Прошла почту 15.03.1906 г. В нижнем правом углу на лицевой стороне имеется надпись: Stengel & Co., Dresden. Каких-либо иных надписей и кодов, могущих указать на издателя, нет ни на лицевой, ни на оборотной стороне.

 

После смерти Эмиля Штенгеля, в 1906 году компания из акционерного общества была преобразована в общество с ограниченной ответственностью (GmbH) с уставным капиталом 400 000 марок. Со временем контроль над компанией перешёл в руки семейства Келлер ( Hanna Keller, Leo Keller).

К середине 1920-х годов, издательство «Штенгель и Ко.», помимо печати открыток и репродукций, занималось также изданием различных каталогов, брошюр, плакатов, продукции с водяными знаками (облигаций, бондов и пр.), и даже упаковки.

 

Штенгель и Ко. Stengel & Co_1902
Привет с башни Бисмарка около Фрейенвальде-на-Одере. (Gruss vom Bismarckthurm bei Freienwalde a. Oder. Inhaber Reetz & Schroeder). Прошла почту 16.08.1902 г. Открытка отпечатана в типографии «Штенгель и Ко» по заказу Reetz & Schroeder. Вдоль правого  обреза вверху есть надпись Lichtdruck von Stengel & Co., Berlin. Каких-либо иных надписей или буквенно-цифровых кодов на открытке нет.

 

К этому времени у издательства уже были прессы для офсетной печати, а также оборудование для печати фотооткрыток (так называемых «echte potographie» или «real photo»). В арсенале издательства имелся весь спектр современного оборудования для всех типов печати.

Во время Второй мировой войны, в 1944 году, здание, в котором находилось издательство, пострадало во время бомбёжки. Оставшееся оборудование было национализировано и перешло в собственность восточно-германского издательского дома «Vereinigung Volkseigener Verlage» (VVV), где успешно использовалось ещё многие годы. Бывшие владельцы «Штенгель и Ко.» оказались во Франкфурте на Майне, где некто Готтфрид Келлер организовал издательскую фирму Stengel & Co. Kunstverlag.

 

Штенгель и Ко. Stengel & Co _ Grafe Und Unzer
Кёнигсберг. Новый драматический театр. Открытка отпечатана в типографии «Штенгель и Ко.» (в правом нижнем углу на лицевой стороне есть их логотип) по заказу кёнигсбергского издательства «Грефе и Унцер» (на оборотной стороне по центру сверху вниз идёт надпись Gräfe und Unzer, Verlag, Königsberg Pr.). Также на обороте в правом нижнем углу имеется буквенно-цифровой код «T 75960 d O 10».

 

 

Почтовые открытки издательства Штенгель и Ко.

 

Штенгель и Ко_1913
Туннель у Байдарских ворот. Открытка, выпущенная для России. На лицевой стороне вдоль левого обреза имеется надпись: «1905 Штенгель и Комп, Дрезден 39168». Прошла почту в 1913 году.

До 1907 года издательство «Штенгель и Ко.» выпускало огромное количество видовых почтовых открыток. В основном, это была одно- и двухцветная продукция, напечатанная способом фототипии, легко поддающаяся идентификации благодаря своему качеству и наличию выходных данных, хотя, конечно, существуют различия в маркировке открыток в зависимости от страны их распространения.

Некоторые открытки, выпущенные издательством до 1900 года, были частично (или полностью) раскрашены вручную. К 1901 году компания внедрила свой собственный печатный процесс, названный «Артохром» (Artochrom), совмещающий полутоновую печать и хромолитографию. Естественно, издавалось также большое количество цветных литографических открыток.

После окончания Первой мировой войны печать почтовых открыток уже не являлась основным видом деятельности «Штенгель и Ко.».

 

Штенгель и Ко
Оборотная сторона открытки, напечатанной по заказу отеля «Zum Hirschen», расположенного в Роминтской пуще (сейчас Красный лес, на юго-востоке Калининградской области). Вверху по центру виден логотип  «Штенгель и Ко.»

Начиная с 20-х годов прошлого столетия «Штенгель и Ко.» использовала, в основном, полутоновый процесс, выпуская продукцию среднего качества, ничем особенным не выделявшуюся среди продукции конкурентов. Затем полутоновая печать в производстве открыток была дополнена печатью фотооткрыток. Хотя, как уже говорилось, в арсенале издательства имелось самое современное оборудование способное удовлетворить любые запросы клиентов.

 

Идентификация открыток издательства Штенгель и Ко

 

Огромное количество открыток, выпущенных издательством «Штенгель и Ко.» содержит указание на производителя и номер. На многих ранних открытках эта информация указана на лицевой стороне, позднее её стали печатать на оборотной стороне, хотя номер мог иногда печататься и на лицевой.

Штенгель и Ко Stengel & Co Logotype
Логотип издательства «Штенгель и Ко.»

Самые ранние логотипы издательства представляли собой равнобедренный треугольник с вписанными в него инициалами St. & Co., D. (где D — это Дрезден) или St. & Co., B. (B. — Берлин), наложенный на второй треугольник с вершиной, обращённой вниз.

stengel_logo
Логотип издательства «Штенгель и Ко.»

На смену этому товарному знаку пришёл всем знакомый овал, с вписанным в него словом Stengel, появившийся, видимо, на рубеже 1905-1906 годов и просуществовавший до падения авиабомбы на здание издательства во время Второй мировой.

Что касается нумерации открыток, то полной ясности в этом вопросе нет. Первоначально ещё можно было наблюдать некую последовательную нумерацию открыток, хотя уже тогда попадались открытки с абсолютно непонятными номерами (возможно, это было следствием того, что печатались они на экспорт в определенные страны, или так маркировался способ печати, или что-то ещё).

Штенгель и Ко. Stengel & Co_Rauschen_1918
Раушен. Пруд. Прошла почту 23.06.1918 г. На лицевой стороне в левом нижнем углу указан цифровой код «45671». На оборотной стороне вдоль левого обреза указан издатель: Stengel & Co., G. m.b. H., Dresden. В правом нижнем углу указан «лишний» код «k G», вверху по центру отпечатан логотип издателя.

 

Stengel & Co_Rauschen_1927
Раушен. Издатель «Штенгель и Ко.» Прошла почту в августе 1927 г. На лицевой стороне в левом углу есть логотип издателя, под ним цифровой код 55789. На обороте также логотип и надпись Echte Photographie.

 

Stengel & Co_Rauschen_1940
Раушен. Променад. Прошла почту 10.08.1940 г. На лицевой стороне в правом нижнем углу напечатан логотип «Штенгель и Ко». На обороте указан издатель: Verlag Friedr. Osteroth, Ostseebad Rauschen. Также в левом нижнем углу указан способ печати: Echte Photographie, а в правом нижнем углу отпечатан код: 77868 е К 3.

 

Некоторое время 5-значный код наносился в нижнем правом углу открытки (иногда краской зеленого цвета). Иногда код дополнялся стоящей перед ним буквой S. Иногда на некоторых открытках можно обнаружить «лишний» код, проставленный в том же самом правом нижнем углу (например, “m S”, “c J”, “d T”). Фотооткрытки 1930-х годов (но не все), на том же самом месте могли иметь код типа “70694 m L 10”.

Ещё одной особенностью открыток «Штенгель и Ко.» являются так называемые «скрытые номера»: 4 или 5-значный код, написанный от руки на лицевой стороне прямо на изображении в левом или правом углу. Возможно, таким образом маркировались открытки, отпечатанные способом фототипии по заказу сторонних клиентов.
 

(По материалам журнала The Postcard Album № 22)

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

4 мыслей о “Штенгель и Ко (Stengel & Co)

  • 23.02.2018 в 15:33
    Постоянная ссылка

    Замечательная статья! Спасибо!
    Однако, в статье не охвачен целый пласт художественных открыток этого издательства:
    с нумерацией 29000 по 29999 репродукции картин ведущих музеев мира:
    сначала в разбивку, а затем по порядку:
    Amsterdam 29100-29120
    Bruges 29150-29160
    Genova 29630-29649
    Dresden 29650-29725
    Berlin 29726-29749
    Firenze 29825-29859
    Venezia 29860-29874
    Paris 29876-29924
    London 29925-29964
    Munchen 29970-29985

    Ответить
  • 23.02.2018 в 15:53
    Постоянная ссылка

    Также не указана нумерация других тематик:
    Санкт-Петербург 12000-12099
    окрестности Санкт-Петербурга 12100-12199
    Ярославль 12200-12249
    Москва 12250-12299
    Одесса 12550-12599

    Итальянская живопись 19000-19999

    Виды Крыма 39000-39199

    Персоналии (Мендельсон, Рубинштейн, Григ, Толстой и др.) 49000-49199

    Рига 52900-52999

    Кенигсберг 54100-54199

    Ответить
    • 26.02.2018 в 10:31
      Постоянная ссылка

      Владимир Игоревич, статья не претендует на полноту. Искреннее спасибо вам за дополнения.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.