…а город с вокзала. Он по-прежнему на своём месте, практически в том же виде, в каком был открыт в самом конце XIX века, с пуском первой линии Замландской железной дороги. Вот он, всем нам знакомый, и даже любимый вокзал. Что изменилось в его внешнем виде за век с хвостиком? В принципе — ничего. Легкоузнаваемое здание, перрон… разве что другие столбы электросвязи и освещения. И такое же обилие гостей, как и ныне после прихода электрички. Ну, а жуткие грузовые вагоны, именуемые в народе теплушками, до сих пор используются по назначению. Разве что не причаливают к платформам в курортных городах.
Снимку 110 лет.
Вторая карточка гораздо интереснее: железнодорожная авария (воздержусь от слова «катастрофа») на территории вокзала Кранц — так и стоит в надписи наверху. На обороте карточки есть дата, сделанная карандашом — 29.7.1906. Возможно, это и есть день происшествия, столкновения двух составов. Вагоны пассажирские, но надеемся, что люди не пострадали. Конечно, обыватели тут как тут, как же не поглазеть и потом дома рассказать. Правда, ни у кого в руках смартфонов не видно… ах, да, это же 1906-й год! Господа с тросточками, фрау — с ридикюлями, вот и вся «техника». Хорошо, нашёлся настоящий фотограф и оставил нам этот кадр. Который и стал незаурядной почтовой карточкой благодаря кранцевскому издательству Elvira.
До наших дней благополучно доехал железнодорожный билет «туда и обратно» для пассажира вагона 3-го класса по маршруту Дрезден- Кранц, через Hohenstein (ныне Ольштынек) и Marienburg (Мальборк). Цена, похоже, немалая — 17 рейхсмарок и 20 пфеннигов. Наверняка отпускник — лето, июнь мирного 1938 года.
Но вот что интересно: отрывной купон. На нём чёрным по белому напечатано, что «по прибытии обратно, на станцию отправления, пассажир обязан сам отделить купон и тут же сдать его железнодорожному служащему». А купончик-то на месте, прикреплён стальной скрепкой! Вот тебе и хвалёная немецкая исполнительность… непорядок, господа бюргеры…
Ну, а нам, в XXI-м веке, от этого казуса только удача — не так уж часто попадаются коллекционерам такие билеты, прошедшие контроль (отверстия от перфорации), но сохранившие ту часть документа, которая безусловно не должна была остаться при картонке.
Судя по всему это был какой-то туристический поезд, организованный профсоюзной организацией KdF. Может какой-то передовик производства из Саксонии получил за труд путёвку на море.
Кстати, получается в типографиях заранее печатали кучу билетов для разных вариантов поездок или в кассах уже тогда были какие-то печатающие устройства?
Андрей, маловероятно, что в закостенелой, закованной в наручники параграфов, законов и считающей каждый пфенниг Германии начала прошлого века в типографиях заранее готовили билеты для всех маршрутов, от А до Z (немецкий вариант «от А до Я»). Какой смысл, если победитель кап. соревнования поедет не из Дрездена в Кранц, а из Бреслау в Раушен.
Полагаю, в кассах стоял простой аппаратик — типа арифмометра, где чиновник крутил ручку, я сам таким пользовался во время оно — где тут же оформляли нужный билетик. — Вам до Парижику? А изволите проживать в Бад Мухосранске? Милости просим, айн минут!
Как сейчас на Северном вокзале в автоматах.
Андрей, спасибо за комментарий — заходи ещё.
Евгений