Способы печати открыток

Рассмотрим некоторые технологические способы печати открыток. Сразу оговоримся, что в основном это будет касаться Германии в период с конца 1870-х годов до конца Первой мировой войны. Причина этому не только в том, что нас интересуют восточно-прусские (читай — немецкие) открытки, но и в том, что именно немцы и именно в этот период были, как говорится, на острие технического прогресса во многих отраслях промышленности, в том числе в полиграфии.

В начале рассматриваемого периода в течение нескольких лет основным способом печати открыток была литография, как монохромная, так и цветная. Литография, особенно цветная, была довольно дорогим способом печати, с продолжительным предпечатным процессом изготовления формы (камня), с необходимостью нескольких прогонов для нанесения различных цветов. Для удешевления единицы печатной продукции (собственно, одной открытки, полученной литографическим способом) необходимы были тысячные тиражи, при этом сам процесс изготовления тиража от заказа до получения готовой продукции занимал несколько месяцев. Несколько дешевле цветных литографий были так называемые фототонированные карточки, выполненные с использованием черного цвета и различных оттенков серого.

 

способы печати открыток
Литографический цех издательства «Доктор Тренклер и Ко.«. 1909.

 

Способы печати открыток
Кёнигсберг. Цветная литография, 1899 г. (по почтовому штемпелю). Издатель неизвестен.

 

Способы печати открыток
Кёнигсберг. Цветная литография. 1899 г. (по почтовому штемпелю). Издатель Gebr. Kornicker, Бреслау.

 

Ещё в середине XIX века был изобретён способ печати, получивший название фототипия (или коллотипия). При этом способе печати в качестве формы используется покрытая светочувствительным составом, содержащим желатин, пластина из стекла или металла, на которую переносится изображение с негатива. Несмотря на то, что фототипия была неспособна передавать оригинальные цвета, точность передачи деталей изображения была весьма высокой. Открытки, напечатанные этим способом, были монохромными, причём, кроме черно-белых, популярностью пользовались также карточки, выполненные в голубой гамме. Фототипия широко применялась такими известными издателями, как Штенгель и Ко. (Stengel & Co.) и Рёммлер и Йонас (Roemmler & Jonas).

 

Способы печати открыток
Пиллау. Фототипия. Издатель Julius Troege, Пиллау.

 

В России были популярны открытки, выпущенные московским издательством «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.».

 

Фототипия
Архангельская губерния. Фотопия, 1914 г. (по почтовому штемпелю). Издатель «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.», Москва.

 

Полутоновая печать позволяла быстро и качественно печатать фоторепродукции типографским способом. Но монохромные открытки были не столь популярны у покупателей, как цветные, поэтому издатели нашли способ, как «раскрасить» открытку.

 

способы печати открыток
Издательство «Доктор Тренклер и Ко.» Цех ручной раскраски почтовых открыток. 1909.

 

В самом начале прошлого века появились технологии, совмещающие в себе полутоновую печать с хромолитографией, что позволило получать цветные фотографические репродукции. И хотя цвета на открытках отличались от реальных, комбинированные процессы давали возможность в короткие сроки печатать большие тиражи, что снижало конечную стоимость открыток. Например, дрезденским издательством Эмиль Пинкау и Ко. (Emil Pinkau & Co.) был разработан комбинированный метод «Гелиохром», а Луи Глазером (Louis Glaser) из Лейпцига был предложен метод печати «Автохром». У других издателей были свои схожие методы и свои маленькие секреты.

 

Heliokolorkarte von Ottmar Zieher
Мюнхенский издатель Оттмар Цихер использовал способ печати открыток, названный «heliokolorkarte».

 

Совмещение фототипии с хромолитографией привело к появлению цветной фототипии. Впрочем, издатели редко использовали лишь какой-то один способ печати. Как правило, в их арсенале было сразу несколько печатных технологий. Для ускорения печати появились прессы под больший формат бумаги. Цветную фототипию, в частности, использовала компания Шаар и Дате (Schaar & Dathe).

 

способы печати открыток фотохром
Тильзит. Фотохром. Издатель Otto v. Mauderode, 1911 г. (1915 г. по почтовому штемпелю)

 

Ещё одним интересным способом печати открыток был фотохромный процесс. Запатентованный в январе 1888 года служащим швейцарской фирмы «Орелл Фюссли» (Orell Fuessli) Х.Я. Шмидтом фотохром стал широко использоваться для создания цветных изображений. По-прежнему печать осуществлялась на литографических прессах, но для создания приближенной к оригиналу цветопередачи с черно-белого фотонегатива делалось несколько форм с использованием всё той же фототипии. В зависимости от количества цветов изготавливалось до 15-18 форм, и каждый цвет наносился отдельным прогоном. Фотохром использовался в производстве почтовых открыток на рубеже XIX и XX в.в.

 

Koenigsberg Photochromiekarte
Открытка с видом Замкового пруда в Кёнигсберге. Издатель счёл необходимым указать не только себя, но и способ, которым он отпечатал данную открытку: Photochromiekarte Brück & Sohn, Meissen.

 

Как уже говорилось ранее, издатели использовали разные способы печати открыток, используя для этого даже  одно и то же фотоизображение. Ниже представлены две открытки, изданные кёнигсбергским издателем О. Циглером (O. Ziegler):

 

photochrom_Balga
Бальга. Фотохром.
Kupfertiefdruck_Balga_1908
Бальга. Фотогравюра.

 

Некоторое время распространенным способом производства открыток была фотогравюра (нем. — Kupfertiefdruck, англ. — photogravure). При изготовлении печатной формы медная пластина протравливается особым образом. После протравливания каждый элемент на форме приобретает разную глубину. Чем глубже печатающий элемент, тем больше краски в нём содержится и тем темнее будет этот элемент на отпечатке. На пластину наносится краска, затем форма вытирается насухо, но при этом в углублениях её остаётся достаточно для переноса на бумагу. Очевидно, что подобным способом было возможно печатать лишь монохромные открытки.

 

Kupfertiefdruck_Koenigsberg_Krauskopf
Кёнигсберг. Фотогравюра. Издатель Фриц Краускопф.

 

Зачастую способы печати открыток указывались издателями на оборотной стороне открытки.

 

Kupfertiefruck_Koenigsberg_Krauskopf_back
Оборотная сторона открытки. Издатель Фриц Краускопф, Кёнигсберг. В правом верхнем углу указан способ печати открытки — фотогравюра (Eche Kupfertiefdruck Karte).

 

Без постоянного усовершенствования фотографии тот прогресс в промышленном производстве открыток, что наблюдался в конце XIX в., был бы невозможен. В немалой степени этому способствовало и то, что стали появляться многочисленные фотостудии, а также фотографы-любители. Фото, сделанные ими, становились сюжетами для открыток. Не отставали от запросов профессионалов и любителей фотографии и производители фотобумаги. Именно появление бромидной фотобумаги спровоцировало появление многочисленных так называемых «реальных» (echte photographie и real photo) фотооткрыток. Долгие годы крупнейшим производителем бромидной бумаги являлась фирма Neue Photographische Gesellschaft (NPG), основанная в 1894 году в Берлине Артуром Шварцем, издававшая также и многочисленные серии открыток, как видовых, так и портретных.

 

echte photographie_Nikolaiken
Николайкен. Реальная фотография. Издатель Curt Rahm.

 

способы печати открыток реально фото
Фрагмент оборотной стороны открытки. Указан издатель (Driesen Verlag, Berlin) и логотип издателя с указанием способа печати открытки — Echte Fotografie.

 

Добавим, что со временем фотооткрытки стали преобладать на рынке, постепенно вытеснив более дорогие в производстве литографические, фотохромные и прочие способы печати открыток. К тому же с окончанием Первой мировой войны открыточный бум в Европе пошёл на спад.

 

Типы фотобумаги для печати открыток
Типы фотобумаги, используемой для печати открыток, часто указывались на их оборотной стороне.

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Одна мысль о “Способы печати открыток

  • 18.11.2023 в 17:38
    Постоянная ссылка

    Ценная и полезная информация, собранная воедино. Вложено много труда. Наверняка прочитали сотни бонистов, но почему-то все «поскромничали» и не оставили отзывов… А публикации уже девять лет.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.