Моя коллекция открыток по округу Велау пополнилась занятным экземпляром.
Итак, открытка с изображением моста через Алле, отпечатанная офсетным способом на хорошей, совсем не «открыточной», бумаге кремового оттенка в типографии Kunstanstalt Stengel & Co. в Дрездене. По левому обрезу открытки есть перфорация. В общем-то, мост этот — весьма популярный объект на открытках из Велау. Самое интересное в открытке то, что заказчиком тиража являлась строительная фирма Windschild & Langelott Aktiengesellschaft (Акционерное общество «Виндшильд и Лангелотт»). Именно она и построила мост через Алле, взорванный русскими войсками во время Первой мировой войны. Так что, самое время рассказать историю этого моста, а также других мостов Велау, ну и сказать несколько слов о самой фирме «Виндшильд и Лангелотт».
В Велау, расположенном у впадения Алле в Прегель, было (и есть) несколько мостов. Длинный мост (Lange Brücke) через Прегель — один из самых длинных (уж простите за масло масляное), если не самый длинный, в Калининградской области автомобильных мостов, доставшихся от немцев, был заложен 11 декабря 1880 года. Семь пролетов этого моста протянулись на триста метров. Железнодорожный мост через Лаву был построен на ветке, соединившей в Кёнигсберг и Эйдкунен, в 1860 году. Третьим крупным мостом был Аллебрюкке. Построили его на месте деревянного, периодически сносимого во время ледоходов. Торжественное открытие состоялось 26 августа 1872 года. Мост был двухпролётным. Кстати, именно мост через Алле был долгое время основным мостом, соединявшим Велау и Кёнигсберг, так как дорога в центр провинции шла вдоль южного берега Прегеля.
А вообще история велауских мостов уходит в средние века, когда город переживал бурный экономический рост. Правда, рост этот в конце XVI века затормозился, и не в последнюю очередь причиной того, что Велау проиграл в экономической конкуренции Инстербургу (согласитесь, географическое положение обоих городов — у слияния двух рек — весьма сходны), был тот факт, что деревянные мосты Велау находились в ужасном состоянии, и купцы, спешившие в город в конце июля на ежегодную Якобинскую ярмарку (предшественницу знаменитого лошадиного рынка), говаривали: «Трус не ездит в Велау».
Во время Первой мировой войны все три моста в городе пострадали. Лангебрюкке был взорван немцами перед наступающими русскими войсками, которые, в свою очередь, перед отступлением взорвали Аллебрюкке, дабы задержать немецкие войска. Во время Второй мировой войны оба эти моста снова оказались взорванными. Аллебрюкке взлетел на воздух по непонятным причинам еще в конце декабря 1944 года, а Длинный мост, как и железнодорожный, немцы взорвали утром 22 января 1945 года.
Длинный мост был в последствии восстановлен и благополучно дожил до наших дней. В 2014 году его отреставрировали. Железнодорожный мост также находится на прежнем месте. А вот мост через Алле построили на новом месте, метров на 30-40 южнее прежнего. Он также однопролётный.
А теперь несколько фактов о фирме «Виндшильд и Лангелотт». Основана не позже 1889 года (точно выяснить город, в котором она была создана, мне не удалось). В разное время имела филиалы в Бромберге (сейчас Быдгощь), Дрездене, Бремене, Берлине, Гамбурге, Кёнигсберге и Инстербурге (Черняховск). Была многоотраслевой компанией, одной из самых крупных в Германии, имела собственное цементное производство и занималась строительством в различных областях, начиная от прокладки каналов, строительства плотин, мостов и железнодорожных сооружений, и заканчивая городским водоснабжением и канализацией. Сейчас существует компания с таким же названием, зарегистрированная в Ольденбурге (Нижняя Саксония), но, так как дата её основания 1 октября 2010 года, я склонен считать, что, скорее всего, с прежней фирмой нынешнюю объединяет лишь название.
Кроме моста через Алле «Виндшильд и Лангелотт» построили в Восточной Пруссии еще несколько мостов. Некоторые из них дожили до наших дней и используются по своему прямому назначению. Несколько мостов находятся в Роминтской пуще.
Помимо мостов, компания также отметилась строительством небольшой плотины в Нойкурене (сейчас Пионерский), расположенной в овраге слева от автодороги к порту.
Ну и последнюю деталь, связанную с «Виндшильд и Лангелотт», которую хотелось бы отметить, это старые канализационные люки. В сети встречаются фотографии люков, произведенных «Виндшильд и Лангелотт» в Кёнигсберге. В частности, такие люки до недавнего времени можно было увидеть в Калининграде, Советске (вроде бы теперь этого люка уже нет) и Мальборке (Польша).
Как минимум пара таких люков до сих пор (ноябрь 2023 года) радует глаз всех гуляющих по улицам Балтийска в районе маяка.
В Зеленоградске тоже есть люк этой фирмы, правда, рисунок другой.
В Балтийске тоже такой люк есть.