Опубликовано Окт 2, 2015 в Велау | Нет комментариев

Мосты Велау

 

 

Моя коллекция открыток по округу Велау пополнилась занятным экземпляром.

 

Итак, открытка с изображением моста через Алле, отпечатанная офсетным способом на хорошей, совсем не «открыточной», бумаге кремового оттенка в типографии Kunstastalt Stengel & Co. в Дрездене. По левому обрезу открытки есть перфорация. В общем-то, мост этот — весьма популярный  объект на открытках из Велау. Самое интересное в открытке то, что заказчиком тиража являлась строительная фирма Windschild & Langelott Aktiengesellschaft (Акционерное общество «Виндшильд и Лангелотт»). Именно она и построила мост через Алле, взорванный русскими войсками во время Первой мировой войны. Так что, самое время рассказать историю этого моста, а также других мостов Велау, ну и несколько слов о самой фирме «Виндшильд и Лангелотт».

 

Wehlau Alle-Bruecke мосты велау

Мост через реку Алле в Велау. Длина 48,37 м. Построен в 1922 году из железобетона Акционерным обществом «Виндшильд и Лангелотт», Кёнигсберг, Берлин, Бремен, Дрезден, Гамбург. Скорее всего, открытка входила в рекламный набор из нескольких открыток, демонстрирующих объекты, построенные компанией.

 

Wehlau Alle-Bruecke back side

Оборотная сторона открытки

 

В Велау, расположенном у впадения Алле в Прегель, было (и есть) несколько мостов. Длинный мост (Lange Brücke) через Прегель — один из самых длинных (уж простите за масло масляное), если не самый длинный,  в Калининградской области автомобильных мостов, доставшихся от немцев, был заложен 11 декабря  1880 года.  Семь пролетов этого моста протянулись на триста метров. Железнодорожный мост через Лаву был построен на ветке, соединившей в  Кёнигсберг и Эйдкунен, в 1860 году. Третьим крупным мостом был  Аллебрюкке. Построили его на месте деревянного, периодически сносимого во время ледоходов. Торжественное открытие состоялось 26 августа 1872 года. Мост был двухпролётным. Кстати, именно  мост через Алле был долгое время основным мостом, соединявшим Велау и Кёнигсберг, так как дорога в центр провинции шла вдоль южного берега Прегеля.

 

Wehlau total view

Вид на ратушу, рыночную площадь, Прегель и Лангебрюкке с башни кирхи Св. Якоба в Велау.

 

Wehlau Langebrucke 1922

Длинный мост через Прегель. 1922 год (по почтовому штемпелю).

 

Wehlau Lange Pregelbrücke мосты Велау

Лангебрюкке — 7 пролетов и 300 м длины.

 

Wehlau Lange Brücke

Вид на Длинный мост со стороны северного берега Прегеля. Начало 1900-х годов (?).

 

Wehlau Allebrucke 1922 мосты Велау

Первый металлический двухпролётный мост через реку Алле. 1922 год (по почтовому штемпелю). Именно этот мост взорвали русские войска при отступлении из Велау.

 

Wehlau Allebrucke 1917

Вид на Велау со стороны Аллебрюкке. 1917 год (по почтовому штемпелю). Прекрасно видно деревянное покрытие моста.

 

Wehlau brucke

На этой открытке в правом верхнем углу виден мост через Алле. Повозки с лошадьми находятся на ещё одном мосту, проложенном через небольшое озерцо в полусотне метров западнее Лавы. Расстояние между этими двумя мостами было совсем небольшое, буквально 50-70 метров. Что происходило с этим мостом во время двух мировых войн, выяснить не удалось. Но, как бы то ни было, этот мост до наших дней не дожил.

 

wehlau bridges

На плане цифрами показаны: 1 — мост через Алле; 2 — мост с предыдущей открытки через небольшое озеро.

 

Snamensk 2015

Слева от дороги Знаменск — Правдинск видны остатки моста № 2. Для строительства современной дороги возводить мост не потребовалось. 2015 год.

 

А вообще история велауских мостов уходит в средние века, когда город переживал бурный экономический рост. Правда, рост этот в конце XVI века затормозился, и не в последнюю очередь причиной того, что Велау проиграл в экономической конкуренции Инстербургу (согласитесь, географическое положение обоих городов — у слияния двух рек — весьма сходны) был тот факт, что деревянные мосты Велау находились в ужасном состоянии, и купцы, спешившие  в  город в конце июля на ежегодную Якобинскую ярмарку (предшественницу знаменитого лошадиного рынка) говаривали: «Трус не ездит в Велау».

Во время Первой мировой войны все три моста в городе пострадали. Лангебрюкке был взорван немцами перед наступающими русскими войсками, которые, в свою очередь, перед отступлением взорвали Аллебрюкке дабы задержать немецкие войска. Во время Второй мировой войны оба эти моста снова оказались взорванными. Аллебрюкке взлетел на воздух по непонятным причинам еще в конце декабре 1944 года, а Длинный мост, как и железнодорожный, немцы взорвали утром 22 января 1945 года.

 

Wehlau Notbrucke 1916 мосты Велау

Немецкие сапёры наводят временный мост возле Длинного моста через Прегель. 1914 год (1916 год по почтовому штемпелю).

 

wehlau eisenbahnbridge

Повреждённый в Первую мировую войну железнодорожный мост в Велау. Скорее всего зима 1914/1915 годов.

 

Длинный мост был в последствии восстановлен и благополучно дожил до наших дней. В 2014 году его отреставрировали. Железнодорожный мост также находится на прежнем месте. А вот мост через Алле построили на метров на 30-40 южнее прежнего. Он также однопролётный.

 

Wehlau Allebruecke 1927

Мост через Алле, построенный «Виндшильд и Лангелотт». 1927 год (по почтовому штемпелю).

 

А теперь несколько фактов о фирме «Виндшильд и Лангелотт». Основана не позже 1889 года (точно выяснить город, в котором она была создана, мне не удалось). В разное время имела филиалы в Бромберге (сейчас Быдгощь), Дрездене, Бремене, Берлине, Гамбурге, Кёнигсберге и Инстербурге (Черняховск). Была многоотраслевой компанией, одной из самых крупных в Германии, имела собственное цементное производство и занималась строительством в различных областях, начиная от прокладки каналов, строительства плотин, мостов и железнодорожных сооружений, и заканчивая городским водоснабжением и канализацией. Сейчас существует компания с таким же названием, зарегистрированная в Ольденбурге (Нижняя Саксония), но, так как дата её основания 1 октября 2010 года, я склонен считать, что, скорее всего, с прежней фирмой нынешнюю объединяет лишь название.

 

windschild & langelott

Реклама фирмы «Windschild & Langelott AG». 1939 год.

 

Кроме моста через Алле «Виндшильд и Лангелотт» построили в Восточной Пруссии не один мост. Некоторые из них дожили до наших  дней и используются по своему прямому назначению. Несколько мостов сохранилось и в Роминтской пуще.

 

bruecke uber Angerrap Windschild & Langelott

Строительство автомобильного моста через реку Ангерапп (Анграпа) возле местечка Титтнагген (Крюгерталь) к западу от Гумбиннена (Гусева). Мост сохранился. 1900-е годы.

 

Помимо мостов, компания также отметилась строительством небольшой плотины в Нойкурене (сейчас Пионерский), расположенной в овраге слева от автодороги к порту.

 

Neukuhren 2014

Остатки плотины, построенной в 1928 году в Нойкурене фирмой «Виндшильд и Лангелотт». 2014 год.

 

Ну и последнюю деталь, связанную с «Виндшильд и Лангелотт», которую хотелось бы отметить, это старые канализационные люки. В сети встречаются фотографии люков, произведенных «Виндшильд и Лангелотт» в Кёнигсберге. В частности, такие люки до недавнего времени можно было увидеть в Калининграде, Советске (вроде бы теперь этого люка уже нет) и Мальборке (Польша).

 

windschild und langelott kaliningrad

Канализационный люк фирмы «Виндшильд и Лангелотт», отлитый в Кёнигсберге. (Источник: http://www.deckelschau.de)

 

windschild und langelott malbork

Люк в Мальборке. (Источник: http://www.deckelschau.de)

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика