«Воин в железе» или «Wehrmann im Eisen» (также Eiserner Wehrmann — «железный воин», Nagelmann — «человек из гвоздей») — символ немецкой пропаганды времён Первой мировой войны. Это один из примеров многочисленных благотворительных акций того времени, направленных на сбор средств для семей погибших солдат, а также на лечение раненых.
Первоначально традиция зародилась в Вене в 16 веке. Там на площади Stock-in-Eisen-Platz, 3 до сих пор находится ствол ели, в который забивали гвозди проезжавшие мимо кузнецы, считая, что это принесет им удачу.
Первая акция по вбиванию гвоздей в деревянную скульптуру средневекового рыцаря в полном вооружении также прошла в Вене 6 марта 1915 года. Этот рыцарь, названный «железным солдатом», и послужил потом образцом для многих и многих деревянных скульптур. Идея вбивания гвоздей получила распространение. По инициативе тогдашней ландграфини Гессен-Дармштадтской 23 апреля 1915 в Дармштадте для вбивания гвоздей был создан из дерева крест, а позже акция стала распространятся по различным городам Австро-Венгрии (например, в Будапеште, Львове, Черновцах, Дрогобыче, Праге) и Германии (Берлин, Висмар, Любек, Лейпциг, Бреслау, Мец, Кёльн и др.), и даже в Сан-Франциско, Стамбуле, Софии, Буэнос-Айресе.

Уже летом 1915 года на центральных площадях и парках многих немецких городов появились деревянные (преимущественно из дуба) статуи воинов — современное воплощение аллегорической скульптуры защитника: Роландов, Зигфридов, Хайнрихов, Святых Михаилов и Георгиев, позже и спасителя Германии от нашествия русской армии фельдмаршала Гинденбурга. Для забивания гвоздей использовались также и особые пластины или щиты с изображением Железного креста, городские гербы, имперские орлы или даже триумфальные колонны. Внося пожертвование, каждый желающий получал гвоздь и вбивал его в деревянную статую. Гвозди существовали трёх типов: железные, серебряные и золотые, каждые по своей определённой цене — от 50 пфеннигов до 50 золотых марок. При этом все три типа гвоздей были железными, но покрыты соответственно чёрной, серебряной или золотой краской. Постепенно покрываясь шляпками гвоздей, деревянные памятники становились железными, в следствии чего и появилось их название. Железные солдаты пользовались значительным вниманием общественности и способствовали патриотическому подъёму среди населения. Неучастие в этих акциях зачастую рассматривалось как отсутствие патриотизма. Имелись граждане, жертвовавшие большие суммы, превышавшие стоимость самого дорогого гвоздя. Для них имелись металлические пластины, на которых гравировались имя и фамилия жертвователя. Пластины затем помещались на скульптурах.

Помимо продажи гвоздей, осуществлялась торговля почтовыми открытками, патриотическими брошюрами, медалями и прочей сувенирной атрибутикой.
Многие деревянные скульптуры создавались известными в те времена скульпторами и художниками. Участники акций награждались грамотами или памятными значками. А по окончанию войны многие скульптуры воинов стали народными памятниками культуры и передавались в музеи, ратуши, где хранились как почётное свидетельство патриотизма и единства нации в трудные военные годы.
Самая большая скульптура находилась в Берлине, это была 12-метровая (данные о размерах этого объекта в разных источниках разнятся) статуя Пауля фон Гинденбурга, установленная на Кёнигсплац, рядом с колонной Победы. Её открытие состоялось 4 сентября 1915 года.



Вот как описывает эту традицию В. Пикуль в романе «Честь имею»:
«Скоро вся Германия покрылась памятниками Гинденбургу.
Нехватка цветных металлов заставила немцев увековечивать Гинденбурга памятниками, сколоченными из досок. Первый такой монумент был сооружен на берлинской набережной Лютцовуфер. Возле грубо размалеванной «деревяшки» всегда лежали молотки и кучи гвоздей. Каждый немец, желающий выразить свой патриотический восторг, платил налог, получая гвоздь, который и вколачивал в Гинденбурга. От патриотов не было отбоя, и очень скоро деревянный памятник Гинденбургу превратился в железный, весь истыканный шляпками гвоздей.
В этом памятнике были и те гвозди, которые с великим наслаждением забили в него немецкие социал-демократы…»

Патриотическая акция с железными воинами не миновала и Восточную Пруссию. К примеру, в Кёнигсберге скульптура воина (работы известного кёнигсбергского скульптора Станислава Кауэра) была установлена в специальной ротонде на Парадеплац. Простояла она там с октября 1915 по июнь 1916 года. Скульптура была создана в честь памяти погибших воинов 1-го армейского корпуса, в который-то и входили восточно-прусские полки и штаб которого располагался в Кёнигсберге.



Позднее статуя была перенесена в Кнайпхофскую ратушу, а ещё позже в музей истории города, где благополучно простояла до лета 1944 года. Во время августовских бомбардировок Кёнигсберга статуя погибла при пожаре.

В Инстербурге (Черняховск) возле крайсхауса (районного управления) также была установлена статуя Гинденбурга. Что примечательно, инстербургский Гинденбург являлся копией аналогичного памятника, установленного в Берлине, правда значительно меньших размеров. Что стало с скульптурой по окончании Первой мировой войны, не ясно, но вряд ли простояла она достаточно долго, ибо не удалось обнаружить никаких послевоенных упоминаний о ней.

В Ангербурге (Венгожево, Польша) в парке у Киндерхильфе была установлена скульптура средневекового рыцаря с лицом всё того же Гинденбурга, Железным крестом на груди и щитом с орлом в руке. Послевоенная судьба его также не известна.

В Гумбиннене (Гусев) на площади у здания правительства округа была установлена так называемая «пластина Гинденбурга». Это было изображение Железного креста с надписью сверху «с Богом к победе». Торжественное открытие её состоялось 2 октября 1915 года. Стоимость пожертвования, а равно и гвоздя, составляла 50 пфеннигов.

А вот в Пиллау (Балтийск) был установлен деревянный спасательный круг, в который все желающие могли вбить серебряные или золотые гвозди. К концу 1915 года в памятник было вбито 28 золотых гвоздей, на которых были выгравированы имена погибших жителей этого города. После 1920 года спасательный круг с именными гвоздями перенесли в зал ратуши. Дальнейшая судьба его не известна.

Существовала «пластина Гинденбурга» и в Тильзите (Советск). Это была деревянная пластина с изображением лица Гинденбурга и аллегорическими изображениями воина и защитницы. Где она находилась, а также какова её послевоенная судьба, выяснить не удалось.

А вообще, помимо «традиционных» скульптур (рыцарей, орлов, крестов и пр.) существовали и весьма экзотические. Например, в некоторых немецких городах гвозди вбивали в макеты лошадей, сов, воронов, подводных лодок, самолетов, пушек, пулемётов, военных карт и даже гранат.
Пик популярности «железных солдат» пришёлся на 1915-1916 годы. В дальнейшем, с ухудшением ситуации на фронтах, с обеднением населения Германии и потерей веры в победу находилось всё меньше и меньше жертвователей. Последняя известная скульптура (Железный крест, установленный в нижнесаксонском городе Аэрзен) относится к январю 1918 года.
Судьба тех скульптур, которые остались незаконченными, была проста — они без лишней огласки утилизировались. Некоторые оконченные скульптуры, как говорилось выше, попадали в музеи. Бомбёжки немецких городов в 1944-1945 года, а также боевые действия во время Второй мировой войны привели к тому, что большинство «железных солдат» погибло в огне пожаров. До настоящего время имеются сведения о 345 уцелевших объектах.
Источники:
Gumbinnen — Stadt und Land (2 Bände), Bilddokumentation eines ostpreußischen Landkreises. — Bielefeld , 1985.
Dietlinde Munzel-Everling. Kriegsnagelungen: Wehrmann in Eisen, Nagel-Roland, Eisernes Kreuz. — Wiesbaden, 2008