Роминтскую пущу пересекали две железнодорожных линии с так называемой «нормальной колеёй» (normalspur) – 1435 мм:
-
- Шталлупёнен (Stallupönen/Ebenrode, сейчас Нестеров) — Гольдап (Goldap);
- Гумбиннен (Gumbinnen, сейчас Гусев)— Шитткемен (Schittkehmen/Wehrkirchen, сейчас Żytkiejmy) — Гольдап.
Обе линии пересекались на узловой станции Толльмингкемен (Tollmingkehmen/Tollmingen, сейчас Чистые Пруды).
Железная дорога должна была соединить отдалённые районы провинции, привлечь туда новых жителей, оживить прусские окраины.
Первый паровоз в Роминтской пуще появился через 40 лет после того, как Имперская железная дорога соединила Кёнигсберг с восточной окраиной провинции Шталлупёненом.
Появление железной дороги в Роминте повлияло на многие аспекты жизни как самой Пущи, так и её посёлков: развитие торговли с увеличением роста перевозок, связи, улучшение общественной жизни. Стоить отметить хотя бы тот факт, что «Гильдия сплавщиков леса» в Гумбиннене была распущена в 1913 году именно с развитием железнодорожного сообщения в Роминтской пуще.
Первой железнодорожной линией, проложенной через Пущу, была ветка Шталлупёнен — Толльмингкемен — Гросс Роминтен (Gross Rominten/Hardteck, сейчас Краснолесье), запущенная в начале ХХ века. Впоследствии линию продолжили до Гольдапа и в 1905 году поезда уже курсировали по этому маршруту. Протяжённость пути составляла 50 км. Между Гольдапом и Шталлупёненом было 10 станций. Время нахождения в пути составляло чуть более полутора часов.
По этой железной дороге с 1900 по 1916 год приезжал на охоту в Пущу на своём «императорском поезде» (Hofzug) кайзер Вильгельм II. На вокзале Гросс Роминтен был построен специальный павильон (ныне не сохранился), в котором император ожидал прибытия поезда.
В 1904 году были выделены средства в размере 4 853 000 марок на строительство второй железнодорожной линии, 49-ти километрового отрезка пути Гумбиннен — Шитткемен. 1 октября 1907 года состоялось открытие линии Гумбиннен — Толльмингкемен, 15 июня (по другим данным — июля) 1908 года — линии Толльмингкемен — Мелькемен (Mehlkehmen/Birkenmühle, сейчас Калинино), а 15 августа 1908 года стальной путь, окружающий Роминтскую пущу с севера, соединил Гумбиннен и Шитткемен. В 1912 году приступили к строительству линии, соединяющей Шиткемен и Гольдап. В итоге получилась одна большая линия локального значения, пробегающая по многочисленным возвышенностям, пересекающая реки и овраги. Были возведены впечатляющие мосты.
В одном из своих писем 1912 г. к кузену Николаю II кайзер Вильгельм II предложил рассмотреть вариант продолжения железной дороги в приграничные районы соседствующих империй – в район Сувалки и Кальвария. Это поспособствовало бы развитию приграничных территорий, а также позволило бы увеличить грузоперевозки камня, гравия и древесины. Однако начавшаяся война не позволила осуществить задуманное и о проекте, существовавшем лишь в планах, после войны «благополучно» забыли.
Прервала строительство Первая мировая война. В период ведения боевых действий в этом районе многие мосты, а также вокзалы и пути, были разрушены. Однако, после того, как русские войска отошли из Восточной Пруссии, всё было в кратчайшие сроки восстановлено, поскольку железная дорога использовалась для перевозки войск, техники и раненых.
Строительство линии возобновили лишь в 1923 году, тогда же было принято решение о строительстве параллельного пути, поскольку до этого дорога была однопутная. С 1 октября 1927 года маршрут был окончательно введён в эксплуатацию, поезда могли курсировать в оба конца на всём протяжении дороги.
Протяжённость ветки Гумбиннен — Гольдап составляла 90 км. Выезжая из Гумбиннена поезд проходил четыре станции до узловой в Толльмингкемен, где пересекались два окружающих Пущу железнодорожных пути, потом ещё четыре до Шитткемен и восемь до Гольдапа. Проезд по всей трассе занимал около 3-х часов. В будние дни по линии курсировали три поезда, в выходные пускали ещё два дополнительных.
На всём своём пути железнодорожные линии обоих участков (направлений) проходили через многочисленные реки, овраги, дороги, что потребовало сооружения различных мостов, путепроводов и водопропускных сооружений.
Самым первым крупным мостом был мост через р. Писса на участке железной дороги Шталлупёнен — Гольдап. К сожалению, нам не удалось найти никаких сведений о дате постройки этого моста, либо того, как он выглядел до Второй мировой войны.
Но самый грандиозный мост находится на территории нынешней Польши в местечке Станчики (Stańczyki, бывший Staatshausen). Спроектированный итальянскими архитекторами по образу древнеримских акведуков, данный железобетонный мост до сих пор поражает воображение даже на фотографиях. Строительство моста длилось с 1912 по 1926 годы. Это пятиарочный мост (диаметр каждой арки 15 метров) длинной 250 метров и высотой более 36 метров. Этот мост, а точнее два параллельных моста, соединяют берега крутого оврага, на дне которого протекает небольшая речка Блендзянка. На берегах и дне реки ещё видно окаменевшие мешки цемента. Северный мост был построен в 1912-14 годы, а южный в 1923-26. Правда, поезда ходили только по северному мосту, южный так и не был окончательно введён в эксплуатацию, чему помешало начало Второй мировой войны. По окончании войны мосты практически не использовались, и к 1950 году железнодорожные пути были разобраны. В настоящее время мосты в Станчиках являются региональной достопримечательностью и внесены в реестр памятников старины. С начала 2000-х годов мост находится в частной собственности, а с 2010 года ведётся процесс реставрации моста.
«Младший брат» моста в Станчиках находится на российской стороне в п. Токаревка (Makunischken/Hohenwaldeck), на участке Толльмингкемен — Гольдап. Построенный также по образцу древнеримских акведуков, пятиарочный мост соединяет два крутых берега реки Красной. Высота моста 25 метров, длина 60 метров. Первоначально мост был кирпичный, но затем он был оштукатурен, а арочные просветы между колоннами заложены. В настоящий момент мост является местной достопримечательностью, но как объект культурного или архитектурного значения нигде не числится.
Также сохранились две пары идентичных железнодорожных виадуков:
— большой трёхарочный мост (а точнее два, как и в Станчиках), соединяющий два крутых берега реки Ярки;
— и трёхарочные мосты над рекой Блудзей в местности Кипойце (Kiepojcie, бывш. Eszergallen).
Высотой 15 метров и длиной 40 метров, эти мосты были построены в период с 1912 по 1926 г.
Примечателен ещё четырёхарочный мост через реку Красную недалеко от пос. Ольховатка (Walterkehmen/Grosswaltersdorf). Ныне не сохранился, окончательно разрушен после Второй мировой войны.
Во время Второй мировой войны железнодорожное сообщение имело большое значение. Поезда использовались для перевозки войск и техники на восточный фронт. По железной дороге везли природный камень для строительства оборонительных укреплений в районе Мазурских озёр.
На специальном поезде «Азия» приезжал в Роминтскую пущу и рейхсмаршал Герман Геринг. Железной дорогой он доезжал до Толльмингкемен или Гросс Роминтен, а оттуда отправлялся в свою охотничью резиденцию.
После окончания Второй мировой войны линию Гумбиннен — Шитткемен посчитали ненужной, утратившей своё значение (вследствие раздела восточно-прусских земель между СССР и Польшей) и в 1945-1946 годах линию разобрали. Линия Шталлупёнен — Гольдап сохранилась частично на участке Шталлупёнен (Нестеров) — Гросс Роминтен (Краснолесье, до песчаного карьера на окраине посёлка). Остальное разобрали. Соответственно, и самый последний по времени постройки участок железной дороги в Роминтской пуще между Шитткемен и Гольдапом в результате утраты целостности путей также был разобран к 1950 году.
В разное время в Роминте также существовали узкоколейные пути локального значения:
Толльмингкемен — Мелькемен (Mehlkehmen/Birkenmühle) — Нассавен (Nassawen)
Гросс Роминтен (Gross Rominten/Hardteck) — Ишлаудшен (Iszlaudszen/Schönheide)
Пиллупёнен (Pillupönen/Schlossbach) — Виштитен (Wystiten)
Гольдап — Дубенингкен (Dubeningken/Dubeningen) — Шитткемен.
Станции, вокзалы и остановочные пункты на железнодорожных линиях Роминтской пущи*
Узловая станция: Толльмингкемен
Линия Шталлупёнен — Гольдап:
Шталлупёнен (Ebenrode) — Гёриттен(Göritten) — Рудшен(Rudszen/Talfriede) — Пиллупёнен (Pillupönen/Schlossbach) — Подшонен (Podszohnen/Buschfelde) — Кассубен (Kassuben) — Толльмингкемен (Tollmingkehmen/Tollmingen) — Макунишкен (Makunischken/Hohenwaldeck) — Гросс Роминтен (Gross Rominten/Hardteck) — Тракишкен (Trakischken/Hohenrode) — Гросс Кумметшен(Gross Kummetschen/Hermeshof) — Гольдап
Линия Гумбиннен — Шитткемен — Гольдап:
Гумбиннен — Пликен (Plicken) — Перкаллен (Perkallen/Husarenberg) — Вальтеркемен (Walterkehmen/Grosswaltersdorf) — Мельдинен (Meldienen/Gnadenheim) — Толльмингкемен (Tollmingkehmen/Tollmingen) — Шакуммен (Schackummen/Eichkamp) — Мелькемен (Mehlkehmen/Birkenmühle) — Нассавен (Nassawen) — Куйкен (Kuiken/Albrechtsrode) — Шитткемен (Schittkehmen/Wehrkirchen) — Кеппурдегген (Keppurdeggen/Kühlberg) — Паблиндшен (Pablindszen (Pablindschen)/Zollteich) — Голлубин (Gollubien/Unterfelde) — Блиндгаллен (Blindgallen/Schneegrund) — Дубенинкен (Dubeningken/Dubeningen) — Мешкрупхен (Meschkrupchen/Meschen) — Раковкен (Rakowken/Stoltznersdorf) — Буткунен (Buttkuhnen/Bodenhausen) — Гольдап.
* в скобках даны немецкие названия населённых пунктов до 1938 года и после переименования в 1938 году
Из истории охоты в Роминтской пуще.
Императорский охотничий замок Роминтен.
Кайзеровские и иные памятные камни Роминтской пущи.
Имперский охотничий двор Роминтен.
Специальные поезда Германа Геринга в Роминтской пуще.
Вальтер Фреверт: придворный егерь Геринга.
Роминтская пуща. Список источников.