История железных дорог Роминтской пущи

Роминтскую пущу пересекали две железнодорожных линии с так называемой «нормальной колеёй» (normalspur) – 1435 мм:

 

    1. Шталлупёнен (Stallupönen/Ebenrode, сейчас Нестеров) — Гольдап (Goldap);
    2. Гумбиннен (Gumbinnen, сейчас Гусев)— Шитткемен (Schittkehmen/Wehrkirchen, сейчас Żytkiejmy) — Гольдап.

 

Обе линии пересекались на узловой станции Толльмингкемен (Tollmingkehmen/Tollmingen, сейчас Чистые Пруды).

Железная дорога должна была соединить отдалённые районы провинции, привлечь туда новых жителей, оживить прусские окраины.

Первый паровоз в Роминтской пуще появился через 40 лет после того, как Имперская железная дорога соединила Кёнигсберг с восточной окраиной провинции Шталлупёненом.

Появление железной дороги в Роминте повлияло на многие аспекты жизни как самой Пущи, так и её посёлков: развитие торговли с увеличением роста перевозок, связи, улучшение общественной жизни. Стоить отметить хотя бы тот факт, что «Гильдия сплавщиков леса» в Гумбиннене была распущена в 1913 году именно с развитием железнодорожного сообщения в Роминтской пуще.

 

Железные дороги Роминтской пущи map_Eisenbahn
Железные дороги приграничной области Восточной Пруссии. 1904 од.

 

Первой железнодорожной линией, проложенной через Пущу, была ветка Шталлупёнен — Толльмингкемен — Гросс Роминтен (Gross Rominten/Hardteck, сейчас Краснолесье), запущенная в начале ХХ века. Впоследствии линию продолжили до Гольдапа и в 1905 году поезда уже курсировали по этому маршруту. Протяжённость пути составляла 50 км. Между Гольдапом и Шталлупёненом было 10 станций. Время нахождения в пути составляло чуть более полутора часов.

По этой железной дороге с 1900 по 1916 год приезжал на охоту в Пущу на своём «императорском поезде» (Hofzug) кайзер Вильгельм II. На вокзале Гросс Роминтен был построен специальный павильон (ныне не сохранился), в котором император ожидал прибытия поезда.

 

Kaiserpavillon am Bahnhof Gross Rominten 1912
Императорский павильон на станции Гросс Роминтен. 1912 год.

 

В 1904 году были выделены средства в размере 4 853 000 марок на строительство второй железнодорожной линии, 49-ти километрового отрезка пути Гумбиннен — Шитткемен. 1 октября 1907 года состоялось открытие линии Гумбиннен — Толльмингкемен, 15 июня (по другим данным — июля) 1908 года — линии Толльмингкемен — Мелькемен (Mehlkehmen/Birkenmühle, сейчас Калинино), а 15 августа 1908 года стальной путь, окружающий Роминтскую пущу с севера, соединил Гумбиннен и Шитткемен. В 1912 году приступили к строительству линии, соединяющей Шиткемен и Гольдап. В итоге получилась одна большая линия локального значения, пробегающая по многочисленным возвышенностям, пересекающая реки и овраги. Были возведены впечатляющие мосты.

 

map_1920
Сеть железных дорог. 1920-е.

 

В одном из своих писем 1912 г. к кузену Николаю II кайзер Вильгельм II предложил рассмотреть вариант продолжения железной дороги в приграничные районы соседствующих империй – в район Сувалки и Кальвария. Это поспособствовало бы развитию приграничных территорий, а также позволило бы увеличить грузоперевозки камня, гравия и древесины. Однако начавшаяся война не позволила осуществить задуманное и о проекте, существовавшем лишь в планах, после войны «благополучно» забыли.

Прервала строительство Первая мировая война. В период ведения боевых действий в этом районе многие мосты, а также вокзалы и пути, были разрушены. Однако, после того, как русские войска отошли из Восточной Пруссии, всё было в кратчайшие сроки восстановлено, поскольку железная дорога использовалась для перевозки войск, техники и раненых.

Строительство линии возобновили лишь в 1923 году, тогда же было принято решение о строительстве параллельного пути, поскольку до этого дорога была однопутная. С 1 октября 1927 года маршрут был окончательно введён в эксплуатацию, поезда могли курсировать в оба конца на всём протяжении дороги.

 

Eisenbahnlinie am Goladper See
Железная дорога в окрестностях Гольдапа. 1920-1930-е.

 

Протяжённость ветки Гумбиннен — Гольдап составляла 90 км. Выезжая из Гумбиннена поезд проходил четыре станции до узловой в Толльмингкемен, где пересекались два окружающих Пущу железнодорожных пути, потом ещё четыре до Шитткемен и восемь до Гольдапа. Проезд по всей трассе занимал около 3-х часов. В будние дни по линии курсировали три поезда, в выходные пускали ещё два дополнительных.

 

Fahrplan
Расписание движения поездов по маршрутам Гумбиннен — Гольдап и Гольдап — Эбенроде. 1938 — 1944.

 

На всём своём пути железнодорожные линии обоих участков (направлений) проходили через многочисленные реки, овраги, дороги, что потребовало сооружения различных мостов, путепроводов и водопропускных сооружений.

Самым первым крупным мостом был мост через р. Писса на участке железной дороги Шталлупёнен — Гольдап. К сожалению, нам не удалось найти никаких сведений о дате постройки этого моста, либо того, как он выглядел до Второй мировой войны.

Но самый грандиозный мост находится на территории нынешней Польши в местечке Станчики (Stańczyki, бывший Staatshausen). Спроектированный итальянскими архитекторами по образу древнеримских акведуков, данный железобетонный мост до сих пор поражает воображение даже на фотографиях. Строительство моста длилось с 1912 по 1926 годы. Это пятиарочный мост (диаметр каждой арки 15 метров) длинной 250 метров и высотой более 36 метров. Этот мост, а точнее два параллельных моста, соединяют берега крутого оврага, на дне которого протекает небольшая речка Блендзянка. На берегах и дне реки ещё видно окаменевшие мешки цемента. Северный мост был построен в 1912-14 годы, а южный в 1923-26. Правда, поезда ходили только по северному мосту, южный так и не был окончательно введён в эксплуатацию, чему помешало начало Второй мировой войны. По окончании войны мосты практически не использовались, и к 1950 году железнодорожные пути были разобраны. В настоящее время мосты в Станчиках являются региональной достопримечательностью и внесены в реестр памятников старины. С начала 2000-х годов мост находится в частной собственности, а с 2010 года ведётся процесс реставрации моста.

 

Staatshausen Stanczyki
Штаатсхаузен. Железнодорожный мост. 1920-е.

 

Staatshausener eisenbahnbruecke
Мост в Штаатсхаузене (Станчики) — самый высокий мост в Роминтской пуще.

 

Staatshauser Bruecke Stanczyki
Мост в Штаатсхаузене (Станчики)

 

Stanczyki_Bridge_04112010
И сейчас мост в Станчиках впечатляет. Ноябрь 2010 года.

 

Stanczyki_Bridge_04112010_
Рельсы были сняты после Второй мировой войны.

 

«Младший брат» моста в Станчиках находится на российской стороне в п. Токаревка (Makunischken/Hohenwaldeck), на участке Толльмингкемен — Гольдап. Построенный также по образцу древнеримских акведуков, пятиарочный мост соединяет два крутых берега реки Красной. Высота моста 25 метров, длина 60 метров. Первоначально мост был кирпичный, но затем он был оштукатурен, а арочные просветы между колоннами заложены. В настоящий момент мост является местной достопримечательностью, но как объект культурного или архитектурного значения нигде не числится.

 

Rominter Heide Bruecke Makunischken Tokarewka
Мост в Макунишкен. 1920-е.

 

Tokarewka
Gruss aus Goldap. Мост в Макунишкен. 1910-1920-е.

 

Токаревка_мост_2010
Мост в Токаревке (Макунишкен). 2010 год. Проёмы над опорами моста заложили, сам мост оштукатурили.

 

Также сохранились две пары идентичных железнодорожных виадуков:

— большой трёхарочный мост (а точнее два, как и в Станчиках), соединяющий два крутых берега реки Ярки;
— и трёхарочные мосты над рекой Блудзей в местности Кипойце (Kiepojcie, бывш. Eszergallen).

Высотой 15 метров и длиной 40 метров, эти мосты были построены в период с 1912 по 1926 г.

Примечателен ещё четырёхарочный мост через реку Красную недалеко от пос. Ольховатка (Walterkehmen/Grosswaltersdorf). Ныне не сохранился, окончательно разрушен после Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны железнодорожное сообщение имело большое значение. Поезда использовались для перевозки войск и техники на восточный фронт. По железной дороге везли природный камень для строительства оборонительных укреплений в районе Мазурских озёр.
На специальном поезде «Азия» приезжал в Роминтскую пущу и рейхсмаршал Герман Геринг. Железной дорогой он доезжал до Толльмингкемен или Гросс Роминтен, а оттуда отправлялся в свою охотничью резиденцию.

После окончания Второй мировой войны линию Гумбиннен — Шитткемен посчитали ненужной, утратившей своё значение (вследствие раздела восточно-прусских земель между СССР и Польшей) и в 1945-1946 годах линию разобрали. Линия Шталлупёнен — Гольдап сохранилась частично на участке Шталлупёнен (Нестеров) — Гросс Роминтен (Краснолесье, до песчаного карьера на окраине посёлка). Остальное разобрали. Соответственно, и самый последний по времени постройки участок железной дороги в Роминтской пуще между Шитткемен и Гольдапом в результате утраты целостности путей также был разобран к 1950 году.

В разное время в Роминте также существовали узкоколейные пути локального значения:

Толльмингкемен — Мелькемен (Mehlkehmen/Birkenmühle) — Нассавен (Nassawen)
Гросс Роминтен (Gross Rominten/Hardteck) — Ишлаудшен (Iszlaudszen/Schönheide)
Пиллупёнен (Pillupönen/Schlossbach) — Виштитен (Wystiten)
Гольдап — Дубенингкен (Dubeningken/Dubeningen) — Шитткемен.

 

Szitkehmen Bahnhoff
Вокзал в Шитткемен. 1910-1920-е.

 

Станции, вокзалы и остановочные пункты на железнодорожных линиях Роминтской пущи*

 

Узловая станция: Толльмингкемен

Tollmingken
Узловая станция Толльминкгенен (Толльминген). 1910-1920.

 

Линия Шталлупёнен — Гольдап:

Шталлупёнен (Ebenrode) — Гёриттен(Göritten) — Рудшен(Rudszen/Talfriede) — Пиллупёнен (Pillupönen/Schlossbach) — Подшонен (Podszohnen/Buschfelde) — Кассубен (Kassuben) — Толльмингкемен (Tollmingkehmen/Tollmingen) — Макунишкен (Makunischken/Hohenwaldeck) — Гросс Роминтен (Gross Rominten/Hardteck) — Тракишкен (Trakischken/Hohenrode) — Гросс Кумметшен(Gross Kummetschen/Hermeshof) — Гольдап

 

Pillupoenen Bahnhof
Вокзал в Пиллупёнен. 1910-е.

 

Линия Гумбиннен — Шитткемен — Гольдап:

Гумбиннен — Пликен (Plicken) — Перкаллен (Perkallen/Husarenberg) — Вальтеркемен (Walterkehmen/Grosswaltersdorf) — Мельдинен (Meldienen/Gnadenheim) — Толльмингкемен (Tollmingkehmen/Tollmingen) — Шакуммен (Schackummen/Eichkamp) — Мелькемен (Mehlkehmen/Birkenmühle) — Нассавен (Nassawen) — Куйкен (Kuiken/Albrechtsrode) — Шитткемен (Schittkehmen/Wehrkirchen) — Кеппурдегген (Keppurdeggen/Kühlberg) — Паблиндшен (Pablindszen (Pablindschen)/Zollteich) — Голлубин (Gollubien/Unterfelde) — Блиндгаллен (Blindgallen/Schneegrund) — Дубенинкен (Dubeningken/Dubeningen) — Мешкрупхен (Meschkrupchen/Meschen) — Раковкен (Rakowken/Stoltznersdorf) — Буткунен (Buttkuhnen/Bodenhausen) — Гольдап.

 

* в скобках даны немецкие названия населённых пунктов до 1938 года и после переименования в 1938 году

 

 

Железные дороги Роминтской пущи Токаревка-2010
Токаревка. 2010 год.

 

 

 

Роминтская пуща. Введение.

Из истории охоты в Роминтской пуще.

Императорский охотничий замок Роминтен.

Кайзеровские  и иные  памятные  камни  Роминтской  пущи.

Имперский охотничий двор Роминтен.

Специальные поезда Германа Геринга в Роминтской пуще.

Вальтер Фреверт: придворный егерь Геринга.

Пауль Баркхаузен.

Гостиницы Роминтской пущи.

Роминтская пуща. Список источников.

 

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.